bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

"Орфей в аду" в Музкомедии (СПб)

Я все еще надеюсь полюбить оперетту. Делаю вторую попытку: работа в Экспертном совете Золотой маски представляет прекрасную возможность.

Я не люблю оперетту за ее штампованность, какие-то дикие ненатуральные голоса, убогую режиссуру и примитивность идей. Я понимаю, что оперетта, это такой вид искусства, еще более низкий, чем балет, как его воспринимали в XIX веке. Но если балет смог реабилитироваться и более-менее примкнуть к искусству, то оперетта, по большей части так и осталась зрелищем, чуть повыше циркового. Это, конечно, исключительно моя позиция, и я очень хочу ее оставить благодаря хорошим и качественным спектаклям.

"Орфей в аду" сначала мне показался именно таким. Я уже до спектакля слышала восторженные отзывы рядовых посетителей, о том как там здорово все перенесено в современность и какие там классные шутки про текущий момент откалывают. Спектакль действительно всячески обыгрывает наше практически нынешнее житие - это одно из условий этого произведения: специалисты по оперетте меня просветили, что сочинения Оффенбаха всегда надо подверстывать к текущему моменту и переписывать либретто в соответствии с современной ситуацией. Они (оперетты Оффенбаха) были жутко современными, остросоциальными и высмеивали то, чем жили тогдашние парижане. Но сегодня эти шутки нам уже не понять (кроме профессиональных историков), поэтому каждый уважающий себя театр переписывает либретто "под себя".

Театро Музкомедии переписал либретто, ввел Общественное мнение - забавную полусумасшедшую тетку с авосками и политической рекламой (мне перепала газетка с портретом Путина, призывающего голосовать за КПРФ), которую время от времени винтят менты, и которая декламирует вирши: "Царей уж нет / Героев тоже / О Болге лучше промолчу... Недаром мне никто не внемлет: каков народ, таков и Глас". Публика в зале, действительно, сидела деревянная, на политические остроты практически не реагировала. Может быть, потому что был вторник, и после работы все устали. А, может, потому что уже начали бояться.

Пародийность спектакля, в том числе и над оперными штампами, обернулась лишь пародией на нашу бывшую действительность, наиострейшую современность не рисковали представлять. Юпитер (Александр Байрон) отсылал к Брежневу бровями и мямлящей дикцией, а не к современному главе государства. Особенно он был мил в образе преидиотской Мухи, явившейся соблазнять помершую и скучающую в аду Эвридику. Побоялись даже вызвать ассоциации с многократно осмеянным и не воспринимающимся всерьез пресс-секретаре президента с усами - на его место поставили Весту (Валентина Кособуцкая), конспектирующую каждое слово Генсека. Понравился лишь Плутон (Антон Олейников), сначала выходящий в образе невинно-искушенного пастушка (тут же вспомнился Владимир Зельдин, царство ему небесное, в "Свинарке и пастухе"), поющий фальшивым голосом куплеты про целомудренного пастушка. А затем - конкретным предводителем "Ночных волков" с джигурдиной харизмой. Забавлял Аполлон, нечто среднее между Басковым и Бари Алибасовым.

Из современных аллюзий: на вечеринке в аду на сцене бесятся девки из Пусси Райот. Аполлон рассказывает о своей статуе, которую хотел сделать "мой друг Зураб" - чтобы я одной ногой опирался в Америку, а другой - в Европу. Но потом представили - что будут видеть пересекающие Атлантику, и от идеи отказались. Плутон предлагает Юпитеру посодействовать в получении тендера на постройку Моста, который, конечно, строить не придется - главное, он получит тендер, а затем "освоит" средства. Была какая-то шутка про Челябинский металлургический завод, но она прошла "мимо кассы". Понятно, что хуже ада представлялась только наша жизнь, Эвридике угрожают тем, что Орфе отведет ее на землю, и "это будет лучшей наградой за твои поступки". Разумеется, Эвридика приходит в ужас от этой перспективы. Уж лучше вахханкой: "Я другой такой страны не знаю, где так с Вакхом дружит человек".

Но в любом случае, "Орфей в аду", пока все же чуть привлекательнее той традиционной оперетты, которую я пока еще не полюбила. Так что сердце мое к любви открыто!

P.s. Мои заметки о спектаклях, которые буду отсматривать в рамках работы в Экспертном совете "Золотой маски", буду помечать "экспертиза". Будет еще тэг "из жизни икспертов", про мои поездки.
Tags: "Орфей в аду", оперетта, экспертиза
Subscribe

Posts from This Journal “оперетта” Tag

promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 87
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments