bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

"Цефал и Прокрис" Франческо Арайи

Про "Цефала и Прокрис" (есть еще версия названия как "Кефал и Прокрис", кстати, ударение в имени Прокрис делается на первый слог - ПрОкрис) я смутно что-то помнила из консерваторских курсов истории музыки и балета. Что был при дворе Елизаветы Петровны такой придворный композитор, оперы писал, в т.ч. и для коронации императрицы, а балеты в его операх ставил, кажется, Гильфердинг или Анджиолини - они в истории Б. обычно одной связкой идут. Постановка барочной оперы - дело непростое и затратное. Постоянно действующего театра барочной оперы в Петербурге нет, поэтому появление в афише Петербургского Культурного форума этой постановки на один вечер сделало обязательным визит в Дом Державина на Фонтанке, где и представляли "Цефала и Прокрис".

Прелюдия к спектаклю удалась на славу. Прекрасный снежный петербургский вечер. Крупными хлопьями кружащийся снег. Освещенный Дом Державина. Буфет с бесплатным шампанским. Культурная публика с Культурного форума. Потрясающий ансамбль "Солисты Екатерины Великой" и очень добрый, какой-то домашний конферанс Андрея Решетина, художественного руководителя. Он поведал об истории этого творения Арайи и Сумарокова - это первая опера, написанная на русском языке. Премьера состоялась в 1755 году, исполнителями были ученики Придворной Капеллы, были огромные хоры из 50 человек и внушительный оркестр, а декорации писал придворный живописец Валериани. Чуть позже эту оперу давали в Ораниенбауме, на сцене малюсенького камерного театрика, в оркестре на скрипке играл (и превосходно играл!) наследник престола Петр Федорович, будущий император Петр III, а исполнителями были любители, сами придворные, музыкальная подготовка которых была на высоком профессиональном уровне.

Праздники оперы Ф. Арайя "Цефал и Прокрис". #из_жизни_икспертов

Барочная опера - явление для современной театральной публики непростое, близкое к элитарному, и весьма специфическое. Нужно отринуть от себя все заботы, забыть о несделанных делах, нужно быть готовым к музыкальной медитации, отключить практически все органы, кроме слуха и зрения и погрузиться в длинные неспешные монологи, арии, дуэты, быть готовым, что в очередном десятиминутном монологе расскажут все то, о чем перед этим пели полчаса.

Тут хорошо воображать себя придворным XVIII века. Ярко освещен дворец и парадные залы. Приглашенные входят, сбросывая соболиные шубы на руки придворным лакеям и проходят в парадные залы. Блещут костюмы, украшения, дамы кокетничают, кавалеры послают улыбки и взгляды, полные намеков. Церемонийместер приглашает в театральную залу. Началось действие, светский гул на вермя умолкает, и все наслаждаются вокальными совершенствами. В антракте все переходят в соседний зал, где накрыты столы с закуской. Общение продолжается, игривые взгляды посылаются, веера дают сигналы, некоторые уже флиртуют. Часа через полтора опера продолжается. Опять посидели в удобных креслах, закатили глаза, тяжко повздыхали над нелегкой судьбой древней афинянки, живущей в городе, которому почему-то покровительствует Минерва. И вновь антракт. Собственно, антрактом это называть странно - антракт не для того, чтобы артисты передохнули, поправили грим и переодели костюмы. Антракты - чтобы великосветская публика пообщалась между собой, выпила и закусила, продолжила решать политические и любовные дела, завязала несколько интриг, намекнула кому-то о чем-то и пустила новый слух. Ну а часа через полтора можно и опять музыку послушать, а актеры и актерки споют и станцуют. Но вот некамерный вариант оперы завершился под утро, приветливые хозяева дома приглашают на торжественный ужин: подкрепиться после развлечения, опять беседы, интриги, сплетни, любовные стрелы и брачные узы. Вот этим неспешным ритмом жизни и рождена придворная опера. Никто никуда не спешит, метро не закрывают, мосты не разводят... Opera-seira надобно наслаждаться неторопливо, вкушая каждую арию или ансамбль как блюдо высокой кухни, смакуя каждую деталь.

Можно, я не буду пересказывать сюжет "Цефала и Прокрис"? Если рассказывать поробно, то это займет у меня продолжительность первого акта. А кратко вот: Цефал женится на Прокрис. В невесту плюблен царь критский Ми нос, в Цефала - богиня Аврора. (Исполнительница партии Авроры - красоты необыкновенной, словно тициановская Венера сошла с полотна, глаз не оторвать, и костюм у нее наиболее богат!) Боги сообщают, что новобрачным не суждено наслаждаться супружескими ласками. Аврора похищает новобрачного и начинает его соблазнять какими-то извращенными способами. Так, она притаскивает в свое царство саму Прокрис, чтобы она, мол убедила мужа, что раз уж на него претендует Аврора, то их земное счастье невозможно. Каково, а? Цефал, разумеется, остается верным. А Аврора остается в отчаянии. В третьем акте в ревности неистовствует Прокрис. У Цефала нелегкая задача: боги пообещали ему, что он убьет Прокрис, но у него есть один маленький шанс этого избежать - надо только не попасться на глаза своей жене. На глаза он попадается, но убеждает жену, что "нам бы только день продержаться, да ночь простоять", но я тебя по-прежнему люблю, и в изнеможении засыпает. Проснувшись, видит шевелящиеся кусты - туда залезла Прокрис, чтобы не мозолить глаза мужу. Цефал думает, что там злой зверь пожирает Прокрис, стреляет, из куста выпадает раненая Прокрис. Пятнадцать минут она поет жалостливую арию, что очень жалеет, что была такой ревнивой и умирает. Выходит ничуть не смутившаяся Аврора: "А я чо? А я ничо! Это все Зевс накаркал! И вообще: О Прокрисе должна сама я слезы лить, но плачем мы ее не можем оживить". В общем, извини, дорогой Цефал, так уж получилось...

Четыре с лишним часа усеченного варианта. Отрезали балеты по окончании каждого акта, которые танцевально резюмировали только что спетое. Как правило, каждый балет еще минут на 20-30, так что продолжительность прекрасного придворного спектакля достигала 6-7 часов.

Опера довольно статична в смысле действия: о том, что было или происходит, поют, но не действуют. В opera-seria услаждается слух и восхищается глаз роскошными декорациями, волшебными превращениями, сценическими спецэффектами, богатыми костюмами. Для превращений и спецэффектов моментов более чем достаточно: ветер подхватывает Цефала и переносит его в жилище Авроры. В царстве богини утренней зари красота царит неимоверная - луга, долины, ручейки, облачка. Все это, несомненно, присутствовало на большой премьере 1755 года. В спектакле 2016 года есть только музыка, исполнители и некоторая условность в костюме и гриме - не сказать, чтобы все костюмы были роскошны, все-таки не сравнить финансовые возможности двора Елизаветы Петровны и фестиваля Early Music. Большое значение придается жесту - прямо-таки классическому оперно-барочному. Движения неспешны, как неспешно действие и музыкальное развитие, плавны, благородны, рука проходит долгий путь, чтобы достичь груди, нет ни одного судорожного некрасивого движения, каждое положение кисти словно взято с скульптуры, а все позы полностью копируют наставления танцевальных трактатов XVIII века - какую позу надо принять, чтобы выразить удивление, любовь, гнев или ревность. Как, например, чтобы изобразить удивление надо правую ногу выставить вперед, левую чуть назад, откинуть корпус назад, правой рукой описать большой плавный круг кистью наружу, остановив ее на уровне груди, но не прикасаясь к ней, взляд направить в правый верхний угол от себя (цитирую по памяти, т.к. книги еще не разобраны). Все так и было. Но в отсутствии живописных услад глазу где-то на третьем часу начинаешь не то чтобы скучать (прекрасно звучавшая музыка и прекрасные почти все солисты заскучать не давали), но чувствовать некую монотонность.

"Общая линия этого опуса мне абсолютно ясна". После трех часов вокальных услад вряд ли возможно услышать что-то новое. Нет, конечно, исполнительница партии Цефала Елизавета Свешникова гениально исполнит еще несколько арий главного героя, но концептуально нового ничего не будет. Не спустится сверху облако, из него не выйдет Зевс-громовержец, не разверзнутся театральные подмостки, не будет бить фонтан, не начнут исполнители петь рэп и танцевать ламбаду. Все будет чинно, благородно и правильно, как это и должно быть в opera-seria. А даже если бы солистка и сфальшивила где-то, то это не перекрыло бы ее виртуозного пения: восторг, восторг, сплошной восторг. А если Аврора и выделялась из общего ансамбля неким дилетантизмом, так и это вполне в стиле придворного спектакля, когда высокородные "артисты" приводили в восторг своими талантами свой же высокородный круг, покровительственно аплодирующий и приговаривающий "шарман! шарман!"

Трудовые будни оперы Ф. Арайя " Цефал и Прокрис" #из_жизни_икспертов
Это я перевожу дух во втором антракте, готовясь к третьему действию, напоенная шампанским, а морячки на первом акте сдулись.
Tags: "Цефал и Прокрис", Свешникова Елизавета, опера, экспертиза
Subscribe

Posts from This Journal “экспертиза” Tag

promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 87
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments