[Подскажите, обрисуйте...]Блоха не является завсегдатаем театров музыкальной комедии, "живому" спектаклю она предпочитала киноверсии в исполнении хороших артистов, за которых за кадром поют профессионалы. В "живом" театре оперетты ее смущало нарочитая театральность, чрезмерная веселость и куча театральных анахронизмов в виде актерских штампов и отсутствия какого-либо режиссерской идеи. Блохе казалось, что в театре музыкальной комедии профессия "режиссер" существует исключительно для того, чтоб велеть артистам пойти налево или направо, дать команду рабочим сцены выносить или заносить стулья, а постановочной части велеть открыть занавес и выключить свет.
И по блошиному абсолютно дилетантскому мнению, в МАМТе имени К.С. Станиславского Блоха увидела некую намеренную режиссерскую работу. Еще она почувствовала то самое "живое" дыхание спектакля, его "сегодняшность" - в новых диалогах, в которых учтены и озлободневнены современные реалии. Ведь именно зингшпиль / водевиль мгновенно откликался на текущие события, "посдедние городские известия" моментально интерпретировались в сценической версии, а артисты отпускали шуточки, которые сегодня, когда читаешь текст водевиля, имевшего 150 лет назад бешеный успех, кажутся плоскими и непонятными. А тогда, в момент представления, это было наинасущнейшей темой. Так и "Веселая вдова"-2013 иронизирует над событиями, так нам хорошо знакомыми и понятными. Другое дело, будет ли эта версия актуальна лет пять спустя...
Злободневность заявлена уже в програмке: вместо привычного краткого содержания оперетты дана историческая справка: "Понтеведро: вчера, сегодня, завтра". Из исторической справки можно узнать, что "Во главе Понтеведро стоит Президент. Сорок лет назад (ага, новоявленный Моисей, взращивающий новое поколение. - Блоха) он сказал: "Вперед!". С тех пор страна живет, руководствуясь этим гордым девизом. <...> Демократия в Понтеведро еще молода. Много лет подряд власть передавалась по наследству от одного представителя династии великих князей к другому".
Эпизод, открывающий спектакль, наисовременнейший: зимний снежный день, на белом снегу черные вороны (слетелось воронье) , похороны
Данило: "Я прибыл [перед его появлением бурно обсуждается необходимость спасать отечество]. Где Отечество?"
Ганна (посольскому корпусу): "Здесь вы, как один - президенты. Лишь я одна представляю народ"
Барон Зета: "ПУсть лучше воруют свои, чем чужие"
Ганна Главари появляется и поет свою выходную арию в оркестровой яме, кокетничая с дирижером (Вольф Горелик). Облик ее шокирует - лысая певица идеально гладким черепом правильной шарообразной формы. Почему лысая? Да просто так, потому что в спектакле есть своя доля абсурда. Так, на празднике в особняке Ганны, устроенном "в нашем национальном стиле", понтеведерцы оказываются не то чукчами, не то якутами, не то финно-уграми, поют в меховых одеяниях всевозможные жалостливые песни, под охраной автоматчиков и своры овачрок. А на заднем плане абсурдистски меланхолично проплывают каяки, и абсурдистски задорно прыгают в чехарду (на переднем плане в этот момент Ганна и Данило поют любовный дуэт).
Превосходен третий акт, вынесенный на помост высоко наверх, обрамленный, словно в рамке и воспроизводящий интерьер знаменитого Maxim'a (технические возможности театра кажутся безграничными!). А вот финальный дуэт Ганна и Данило поют (кстати, на немецком) "выключенные" из какого-либо реального интерьера - лишь они в черном пространстве космоса на высоком подиуме, высвеченные прожекторами, и весь мир существует только для них.
Не имея морального права оценивать вокальные качества исполнителей, Блоха лишь заметит, что вокал абсолютно всех участников ей очень понравился! Наталья Петрожицкая в главной партии, несмотря даже на лысый череп, была дивно хороша (вокально и актерски), иронична и в меру цинична, а манерой говорить и интонациями она напомнила Елену Хульевну Санта-Марию Герра из "Comedy Woman". Во втором акте у нее волосы были уже до плеч, а облик - словно у героини фильма "Семейка Адамс", в третьем акте волосы отросли до пят (от чувств-с, от чувств-с), приблизив Ганну Главари к некоему условно японскому прототипу.
Кстати, сама дата премьеры "Веселой вдовы" весьма абсурдистская. Перед спектаклем один коллега заметил: "Попробовали бы в советское время в день смерти Владимира Ильича Ленина поставить спектакль "Веселая вдова"...
Journal information