bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Еще одно "Волшебство". В Новой опере (спектакль 24 февраля)

Иногда так бывает: в один сезон несколько театров прикипают к одному произведению. В нынешнем сезоне не надо быть большим провидцем и предсказывать много "Весен священных", ибо исполняется 100 лет премьеры этого балета. Но предположить, что два московских театра в один сезон поставят "Дитя и волшебство" Равеля, было бы затруднительно. Ибо никаких круглых дат ни опера, ни биография композитора не предполагает. Ладно, предположим, что и Большой театр, и Новая опера сильно полюбили детей и захотели приобщить их к мировой классике.

О спектакле Большого театра Блоха уже писала. Постановка БТ очаровала и подачей материала, и интерпретацией, и оформлением. Спектакль Новой оперы такого удовольствия, увы, не доставил. Из самого положительного: опера поется на русском языке + есть титры опять же на русском. Так что если чадо не все разобрало, родитель может успеть прочесть ему текст.

Декорация первой картины в постановках Большого театра и Новой оперы чем-то схожи: выделена небольшая детская комнатка в двухэтажном доме. Отличия Новой оперы - комната не вырастает в размерах, остается в прежних масштабах, такая же обстановка, приближенная к современной, мебель в модном цвете "прованс". Пастушков, пастушек и барашков на обоях нет, что делает не вполне понятным пасторальный эпизод.

Злое Дитя Виктория Шевцова отнюдь не похожа на подростка, а похожа на взрослую тетю, которая изображает подростка. Из-за чего возникает ощущение некоторой фальши. Режиссер Екатерина Василёва показала назидательную историю про то как нельзя лениться, рвать книги, обижать животных, а интерпретация событий и персонажей показалась весьма резкой и злобной. Основная гамма этого спектакля - сумрачная, коричневая, пугающая. Режиссер нанизала на нитку повествования волшебные превращения, которые, по правде сказать, не такие уж и волшебные, но связать их общей идеей ей не удалось. В Большом, как мне показалось, эта связка была - фантасмагоричность происходящего и позитивное восприятие происходящего, несмотря на несправедливости и со стороны Дитя, и со стороны обиженных вещей и зверей. Но в том спектакле была доброта. А в Новой опере, как мне показалось, была попытка игры в детскую наивность, но которая плохо удалась.

Превращения в спектакле Новой оперы лишены сказочности и волшебности Большого театра, они как-то утилитарны и практичны. Не нашла Блоха в этой версии оперы ни легкости, ни доброго юмора, ни мягкой иронии. Кстати, краник у Чайника был повернут вбок и не вызывал никаких фаллических ассоциаций. Костюмы неинтересны, мотивы их, кажется, взяты с детских площадок - со всевозможных качалок. Что я имею в виду. Представьте себе контур лягушки, вырезанный из фанеры. Вырезаете две таких детали. Соединяете их между собой палочками, каждая длиной, наверное, сантиметров по 50, чтоб внутрь поместился человек (наподобие человека-бутерброда, рекламирующего на улице ювелирный магазин или банковские займы). Внутри этих лягушачьих контуров сидит человек-лягушка. И почему-то у нее из рта, помимо красного языка, свисают передние лапы... То же самое - с Белкой: фанерные контуры белки, внутри взрослая тетя.  Кошки - сделаны в виде тележек: весьма условное изображение кошек на колесиках, за оглобли держится певец и вокалирует.

С Задачником выбегает не детский хор, а шесть великовозрастных налитых барышень в брючных костюмах, с косами и в круглых очках, что напоминает образ Галины Сергеевны из "Папиных дочек". Разочаровали пастушки и пастушки - их прелестная вокальная пастораль не была поддержана изобразительным началом: на руках исполнителей были надеты (фанерные же) барашки, а сами артисты вышли в банальных трико. Совершенно неинтересно решение Принцессы: какая-то бочка в красном платье, на которую приклеены книжные страницы, и которая управляет картонными руками, как марионетками. (В спектакле Большого этот эпизод - один из интереснейших: Принцесса появляется из книжки, внешний вид ее воплощает все девичьи представления о том как должна выглядеть принцесса, и похищение ее силами тьмы по-настоящему злодейское).

Увы, нет ни одного запомнившегося костюма. Нет, прошу прощения, вспомнила! Травка! Хористы в зеленых комбинезонах, из которых торчат травинки и цветочки. После того как они ложатся на сцену, заполняя все пространство, кажется, что весь помост закрыт зеленым газоном. А так как спектакль детский, то проигрыш Новой оперы Большому театру и в визуальном поединке однозначен.

Из оперы-балета балет изъяли, вследствие чего спектакль продолжался 45 минут, вместо заявленного часа. Наверное, потому что режиссеру лень было что-то придумывать, чтоб связать между собой все эпизоды, которые, как я уже писала выше, смотрятся каждый по отдельности, вне общего целого.

Общий итог о новом спектакле сформулировал тинейджер: выходя из зала, он, зевая, произнес: "Ну и скука..."
Tags: "Дитя и волшебство", Василёва Екатерина, Москва, Новая опера, опера
Subscribe
promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 91
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments