Творение Дюма уже не помню в подробностях, поэтому не могу сравнить количество литературных смертей со смертями театральными, но, как мне кажется, постановщики (Николай Денисов - автор стихов и пьесы, Егор Дружинин - режиссер), по свойственной россиянам привычке преувеличивать, накинули парочку-другую трупов.
Первый акт: история молодого Дантеса, юноши пылкого со взором горящим, который,
Первое действие - довольно динамичное, основные события примерно половины романа рассказаны без потери смысла и очень кратко, что позволяло надеяться в дальнейшем на тот же динамичный темп и то же ироническую трактовку. В помощь постановщикам пришли комиксы: очень здоровская придумка - рассказать о дальнейших событиях языком комиксов, проецирующихся на задник. Получилось кратко и по делу.
Второй акт в жанровом отношении можно определить как фарс, к чему располагает обстановка - римский карнавал. Эдмон Дантес вырос и превратился в графа Монте-Кристо. Его враги обзавелись детьми, эти дети-то и появляются во втором акте (исполняют их те же артисты, что играли в первом акте молодых врагов Дантеса). Детки подлецов, надо сказать, выросли тоже не очень хорошими людьми. Написавший в первом акте на Эдмона анонимку скромный бухгалтер Данглар, стал банкиром и родил дочь Эжени, которая и не барышня вовсе, а, по ее собственному определению, "певица". Мужчины ее не интересуют вовсе, а интересует она - опера. Партию эту исполняет переодетый мужчина, который в весьма буфоннадной манере изображает недо-женщину. Соперник Эдмона за любовь Мерседес - Фернан, который и женился на невесте Дантеса, во взрослом возрасте значительно удлинил ноги, по-прежнему остался одноглазым, зато получил чин генерала. Его сын - негодяй, весь в папочку. Делает много гадких дел: не любит невесту Эжени, бегает по бабам - согласитесь, этого довольно, чтобы Дантес воспылал к нему ненавистью и захотел убить. Прокурор Вильфор, по приказу которого Эдмона и заперли в замке Иф, похоронил первую жену, которая скончалась в родах дочери Валентины (ей повезло, т.к. смертью она избавила себя от гневливого Дантеса), женился на другой, которая пребывает в здравии и культивирует образ вампирши (Евдокия Германова) и родил сына Эдуара. 10-летнего мальчика представляют балованным и злым ребенком: подготавливают зрителей, чтоб они не сильно убивались, увидев третьем акте труп ребенка. Да, конечно, взрослый Вильфор в карьере он дошел до Генерального прокурора. А, еще Вильфор по молодости согрешил с женой банкира, от этой связи родился младенец, конечно, он появится в нужный момент (не младенцем, конечно). В общем, второй акт нужен для всяких грубоватых комедий положений с переодетым в бабу итальянским молодым человеком Бенедетто, за которым привычно волочится сын нехорошего Фернана. Если в первом акте концептуальным была "ария" аббата о власти-страсти, то во втором эту функцию выполняет песенка про кукловода. Признаюсь, аналогичная песня "Машины времени" производит бОльшее впечатление по силе художественного и текстового воздействия. В общем, второй акт необходим для того, чтоб вывести на сцену и представить всех действующих лиц, до которых в третьем действии будет тянуться карающая рука правосудия Эдмона Дантеса.
Третий акт - сумрачно драматический, несмотря на то, что происходит в Париже. Жена банкира, та самая, которая согрешила 20 лет назад с Генеральным прокурором, внезапно воспылала родительскими чувствами, и потребовала от любовника, чтоб тот вернул ей кровиночку, иначе она рассердится. Несчастный прокурор! Но это лишь начало. Граф Монте-Кристо приготовил для каждого свое коронное холодное блюдо - месть. Кстати, сам граф напоминает Эраста Петровича Фандорина - ходит в японском халате, знает японское боевое искусство и даже в какой-то момент грозится сделать харакири (себе). И сам весь такой энциклопедически образованный.
Банкиру он подсовывает итальянца (все, думаю, уже догадались, что он и есть внебрачный сын жены банкира и Генерального прокурора). Итальянец берет в банке неограниченный кредит и женится на дочери банкира. Брак идеальный: он не любит женщин, она не любит мужчин, оба любят искусства, о чем радостно поют согласный дуэт. Эжени (которую, напомню, исполняет переодетый мужчина), изо всех сил выплевывает из себя колоратурные пассажи - очень похоже на Филиппа Киркорова, когда он пел "Casta Diva" на каком-то новогоднем голубом огоньке. В разгар церемонии приходят арестовать итальянца за мошенничество. Банк разорен - есть ли более страшное наказание для министра финансов?. Один враг готов.
Одноглазому генералу Фернану (длинноногий красавец с седыми волосами, похож на Хворостовского) досталось разоблачение, что когда-то он предал кого-то на Востоке, свидетельницей обвинения выступает Гайде, дочь того самого убитого. Этот сюжет доносится до зрителя в виде комикса. Результат: Фернан пускает пулю в лоб. Дантес удовлетворенно ставит крестик в записной книжке.
Сына Фернана Эдмон вызывает на дуэль, понятно, что юноше грозит неминуемая смерть, которой Дантес рассчитывает отомстить Мерседес: что может быть страшнее для матери, чем потеря ребенка (неважно, что он кому-то кажется плохим)! Но Мерседес вымаливает прощение для сына, который больше в действии не появляется и его дальнейшая судьба неизвестна.
Больше всего пришлось попотеть над местью для Генерального прокурора. Еще во втором акте Дантес отдает его жене (вампирше) пузырек с ядом, которым она в третьем благополучно отправляет на тот свет падчерицу Валентину (голубое создание ничего плохого не сделало, и очень хотело замуж за Максимилиана, сына Мореля - владельца корабля, на котором в первом действии Дантес был капитаном). Папа в большом горе. Тем более, ему стало известно, что его любимую дочь отравила вторая жена. Уходя на работу в суд, он приказывает жене выпит йяду к его возвращению, иначе он за себя не ручается. На работе Генеральному прокурору приходится судить мошенника Бенедетто, который разорил банкира, и приговаривает итальянца к пожизненному заключению. Очень гуманный приговор Генеральный прокурор объясняет жалостью, которую он испытывает к обвиняемому, потому что в его нехорошей жизни виноваты родители, не воспитавшие мальчика. И тут выясняется, что Бенедетто и есть тот самый сын Генерального прокурора и жены банкира. Бенедетто по этому случаю поет жалостливую песню про разбойника, который "по приютам с детства скитался, своего не имея угла...", банкирша радостно умирает на руках у обретенного сына. Прокурор, опечаленный, идет домой и застает там труп жены и ребенка: госпожа Вильфор, спев кровожадную арию, выпивает йад и вливает его в любимого сыночка. Жизнь его разбита.
Эдмон оживляет Валентину - оказалось, что он решил спасти невинную овечку и дал ей не яд, но сонное зелье. Потом он долго плачет над трупиком младенца, что-то из серии "И мальчики кровавые в глазах". Все ждут, что он сейчас воскресит и
Напоследок Эдмон поет патетичную арию на тему: хороши ли на войне все средства. Под шорох опускаемого зала в боковых проходах сталкиваются два равнозначных зрительских потока. Первый спешит что есть мочи в гардероб. Второй, прокладывая путь локтями, бежит на сцену с букетами цветов.
Journal information