bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Categories:

XXI научные чтения "История балета: источниковедческие изыскания"

14 мая был днем, богатым на события. И все - конференции и собрания. Здесь о первой (и значительной) части моего дня.

Практически целый день провела в Консерватории на XXI (уже!!!) чтениях Наталии Лазаревны Дунаевой. Пусть она именует эти чтения "История балета: источниковедческие изыскания", но это самые что ни на есть "Дунаевские чтения"! Счастлива и горда, что присутствовала почти на всех, начиная со вторых (пропустила лишь прошлогодние юбилейные и в 2000 году, когда лежала в больнице), а также неоднократно выступала. В последние годы, прочем, переместилась на скамейки, в ряды слушателей, чем, вероятно, сильно огорчаю мою любимую Наталию Лазаревну, сокрушающуюся о том, что я потеряна для науки. Увы-увы, засосало мещанское болото и заботы о том как снискать хлеб насущный для содержания семьи.

Вот она, наша дорогая Наталия Лазаревна:



На начало я, увы, опоздала и два доклада не услышала:

Екатерина Михайлова-Смольнякова. Танцевальный вечер в провинциальном городе (по неопубликованной рукописи)
Инна Скляревская. Антимиф Марии Тальони в литературных источниках.

Прибыла я аккурат к аплодисментам, адресуемых Инне, чей доклад я, воспользовавшись нашей дружбой, прочла сразу же по прибытии в зал заседания. Очень изящно и с юмором поданный материал о том как с придыханием смотрели на Тальони-балерину и какой она представлялась в реальной действительности. Хотя с придыханием смотрели далеко не все: подруга Фанни Эльслер, недолюбливавшая "божественную Марию", такой черный пиар, выражаясь современным языком, устраивала Тальони, что просто диву даешься...

Пришла как раз к выступлению дебютантки - Марины Мударисовой "Лев Иванов. Штрихи к портрету". Доклад сделан на основании рукописи воспоминаний Льва Иванова о его поездке в Крым в 1901 году, которая хранится в фондах Театрального музея. Поездка была предпринята для поправки здоровья. Увы, здоровье он так и не поправил, так как вскоре после возвращения из Крыма скончался, но какой интересный текст! Как прекрасно писал Лев Иванов - какие интересные, тонкие наблюдения, описания одежды и быта, как жаль, что он не оставил полноценных мемуаров - литературные достоинства тех кратких записей Льва Иванова, уже опубликованных и обнаруженных госпожой Мударисовой, бесспорны! Сколько мы уже никогда не узнаем...

Татьяна Акулова-Конецкая. Танцовщица Матильда Конецкая (печальная контаминация). Выступление вдовы известного писателя Виктора Конецкого о членах этой интересной семьи. Матильда Конецкая (1878 - 1942) была его тетей (сестра его матери). Судьба одной из многочисленных танцовщиц, которые честно исполняли свой долг до конца: на сцене и в жизни. Танцовщица кордебалета Мариинского театра, затем корифейка, затем - вторая солистка (1893 - 1912), поездка в Париж, знакомство с Дягилевым, участие в спектаклях, возвращение в Россию за три дня до начала Первой мировой войны. Работа в госпитале, замужество, муж - офицер (или генерал?), переезд в Омск к Колчаку... Затем информация об этом замужестве где-то затерялась, родственники узнали о нем уже после смерти Матюши (так ее называли в семье), когда Т.В. Акулова-Конецкая изучала историю семьи в архивах. А затем - работа в банке упаковщицей мелочи... И - смерть от голода 22 января 1941 года в блокадном Ленинграде. Виктор Конецкий, тогда еще мальчик, находился рядом с ней, сохранил воспоминания о Матюше, примерзшей к креслу, непрестанно молившейся и благодарившей Господа за те страдания, которые Он ей послал и благодаря которым она, минуя ад и мытарства, попадет в рай... Доклад, во время которого просто слезы стояли на глазах...

Сергей Лалетин. Кто был автором русской записи танца. Доклад, о теоретическом наследии В. Степанова, создавшего систему записи танца и Николае Сергееве, присвоившим себе лавры "творца". Факт создания Степановым системы - общеизвестный. Докладчик поведал о письмах вдовы Степанова, уличившей Сергеева в контрабандизме. Разгорелась бурная дискуссия, в финале которой Николай Сергеев был заклеймен "жуликом и вором" )))

В.В. Докшина, Светлана Потемкина. Бессознательное в жизни и творчестве В.Нижинского. Доклад больше из области психологии и психологии движений, любопытно, но поняла далеко не все - что ни говори, ум, не занятый напряженной научной деятельностью после защиты диссертации несколько расслабился. )))

Елена Байгузина. Карменсита и другие испанские танцовщицы. Модель. Образ. Увлекательный доклад, настолько интересный, что даже забыла законспектировать. А конспектировать было что. Помню только рассказ об одной испанской танцовщице, у которой танцы были как приложение к ее куртизанской деятельности. И что архитектор, построивший отель в Монте-Карло, спроектиновал и построил в нем две башни, которые воспроизводили ее мммм..., да ладно, чего уж там - ее сиськи! )))

Ирина Сироткина. Н.Ф. Матвеева (Тиан) и ее роль в создании Хореологической лаборатории ГАХН. Автор - историк психологии и исследователь свободного танца, недавно вышла книга, потрясающая воображение и количеством информации, и способом ее подачи, и впечатляющим научным аппаратом! Фрагмент из этой книги об этой незаурядной женщине.

Ирина Ваганова. Переписка Н.М. Дудинской с матерью. Ирина Борисовна разбирает и архивирует личный архив Дудинской, поступивший в Российскую Национальную библиотеку. По итогам своей работы (еще не до конца завершенной) она защитила диссертацию. С результатами исследования постоянно знакомит на Чтениях. В этот раз пришел черед переписки с матерью. Очень трогательные и нежные письма.

Ирина Пушкина. Десять лет и два года из жизни Н.А. Анисимовой. Кульминация Чтений! Очередные слезы из глаз (что-то я становлюсь чрезмерно сентиментальной). Великая характерная танцовщица Нина Анисимова. 10 лет блестящих выступлений на сцене бывшего Мариинского / Кировского театра и арест 3 февраля 1938 года в ночь перед сольным концертом в Филармонии. Она "валялась в ногах", умоляя отпустить ее на концерт, а потом забирать. Нет, забрали, посадили в черный воронок. Начались допросы: с кем из иностранцев общались, почему ходили в консульство (германское), кто еще присутствовал. А консульство их обязывала посещать дирекция театра, артисты давали там концерты, принимали участие в банкетах, создавали непринужденную, так сказать, обстановку. На вопрос следователя "Кто был?" Анисимова перечисляет почти ВЕСЬ состав солистов, в нем и Уланова, Вечеслова, Иордан, Дудинская, особо выделяет, что ходили туда по просьбе ДИРЕКЦИИ... Следуют вопросы с кем из сотрудников посольства общалась, кто был этим сотрудникам наиболее близок, что дарили. А дарили - пудреницу, чулки, губную помаду, духи, папиросы, жемчужную нитку, шоколад, летнюю пижаму - "выиграла на бильярде". Отмечает, что подобные подарки дарили и другим. А Дудинской подарили "часы заграничные, их она носит и сейчас". Вскоре после ареста Анисимовой, из списков балетной труппы исчезают танцовщик кордебалета Леваненок, Лидия Сидоровская, Андрей Михайлов, Нина Млодзинская, Руфина Ланская... Леваненок и Михайлов получают "10 лет без права переписки". Не надо сейчас объяснять истинное значение этого приговора.

Анисимовой по статье 58 п. 10 дают 5 лет лагерей и отправляют в Карагандинский трудовой лагерь. В циничнейшем постановлении ей сообщают, что "следствие не установило вины; имущество не конфисковывается; сохраняется право переписки; она имеет право на бессрочное обжалование приговора..." Ее спас Константин Державин, близкий друг Анисимовой, не побоявшийся заступиться за танцовщицу, несмотря на тучи и над его семьей - его отец, филолог-лингвист уже был подвергнут репрессиям. Он пишет на 18 листах письмо, доказывая абсурдность обвинения. За нее заступаются Корень и Вечеслова, которые пишут самые убедительные характеристики. Удивительно, в феврале 1939 года Анисимову переводят из Карагандинского лагеря в ленинградскую тюрьму КГБ, а в ноябре 1939 года ее освобождают, и она возвращается на сцену Кировского театра. Как пишет ее подруга и историк танца, после 1939 года в танце Анисимовой "пропал свойственная ей безудержная радость, появились горечь и злость".

Отдельным дополнением стал рассказ Иры о том как она проникла в эти архивы в приватной беседе. Знаете, после этого рассказа начинаешь еще больше ненавидеть этих кагэбэшных ублюдков, руководящих страной ныне. Выдать вот так просто дело ей не могли. Ирина должна была указать имена других людей, проходящих по этому делу, потом ей, спустя полтора месяца (!) на адрес пришел письменный ответ и разрешение прийти в архив ФСБ, чтобы прочесть дело. В этом деле были заклеенные страницы. Чего они боятся???!!! Ира подписала бумажку о неразглашении сведений. Чего они боятся???!!!. Рядом с ней постоянно сидела сотрудница и фиксировала что записывает Ира. Чего они боятся???!!! Прошло 75 лет. ЧЕГО ОНИ БОЯТСЯ???!!! Они просто ублюдки, трусливые ублюдки, боящиеся, что мы узнаем эту маленькую, такую "обычную" и такую "типичную" историю о раздавленной женщине...

Честно говоря, после такого доклада, я уже невнимательно слушала доклады

Натальи Коршуновой. Ранние балеты Леонида Якобсона на музыку Бориса Асафьева и
Кейко Сайто. История создания токийской балетной школы и балета "Маримо". Из этого доклада очень понравилось как русский педагог, приехавший преподавать в Японию, говорил о своих занятиях с помощью переводчика: "Даю уроки по телефону". Говорю: "Пятку вперед, вытяни подъем!". Переводчик: "Что???". А также запомнилось, что хореографу, которому была поставлена задача сочинить японский балет, смотрели все выступления, "от национального японского танца до стриптиза" ))) Представляю, как наш хореограф на полную катушку использовал внезапно обрушившуюся на него возможность посетить стриптиз за государственный счет и без предъявления претензий: "А что, национальную хореографию изучаю!". Также понравилось сравнение - "учителя из Советского Союза получали зарплату в 10 раз больше. чем рядовой японский бизнесмен" )))

Ну и вот они, "выступанты" )))
Tags: Анисимова Нина, Дунаева Наталья Лазаревна, балет
Subscribe

promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 91
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments