bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Екатеринбург. "En pointe / На пуантах": "Пахита"

Екатеринбургский театр оперы и балета закрыл 101 сезон тройной премьерой. Балетная труппа показала программу «En pointe», которую составили три одноактных балета: grand pas из «Пахиты» в хореографии Мариуса Петипа, «Eventual progress / Необратимый прогресс» Джонатана Пола Уоткинса и «Вариации Сальери»в постановке Вячеслава Самодурова. Как ни странно, но не «забойная», казалось бы, "Пахита" с блистательным кордебалетом, россыпью виртуозных вариаций и 32 фуэте, способная сделать кассу любому академическому театру, стала главным явлением премьеры. Но балет «Неотвратимый прогресс», Джонатана Пола Уоткинс и новое произведение худрука театра Вячеслава Самодурова ставят екатеринбургскую труппу в ряды прогрессивных отечественных коллективов на ниве балета.

На пуантах
фото с сайта театра.



«Пахита»

Хореографию Мариуса Петипа в Екатеринбург перенес Вячеслав Мухамедов, ныне –  ответственный за классический репертуар театра. С Блошиной точки зрения перенос сделан формально: хореография прекрасно известна, нет ничего проще, чем скопировать ее на другой сцене.  В общем, господин Мухамедов выступил в роли копииста. Добросовестного, дотошного, но все же – копииста. Даже его собственная хореография, против которой Блоха не имеет ничего против, – кавалерская Мазурка, открывающая гала женского танца, не спасла положения. Ибо радость «Пахиты»: в стильных деталях и осознании императорского стиля.

Стиля как раз и не было, и это не вина репетиторов труппы, а вина постановщика, не вполне осознающего особенности стиля Мариуса Петипа в его ярчайшем проявлении. Дело в том, что господин Мухамедов в Екатеринбурге, не мудрствуя лукаво, воспроизвел знакомую по Мариинскому театру и Академии Русского балета версию Натальи Дудинской – атлетичную, спортивную, лишенную старинного очарования, и наотмашь бьющую показной подачей виртуозности. Но если вспомнить, что grand pas в «Пахите» датируется 1881 годом, то для умного постановщика это предлагает превосходную стилистическо-интеллектуальную балетную игру, мастером которой был Никита Александрович Долгушин и которую он идеально воплотил в МАЛЕГОТе (когда он уже и еще не был Михайловским театром) в 1980-е годы. В том спектакле было старинное обаяние классического балета - в удлиненных пачка, в прическах «воронье гнездо» с нависающей надо лбом укладкой, крупных тяжелых серьгах, кокетливо покачивающихся в ушах, в призывных взглядах-сигналах в партер – то был старинный фолиант, бережно снятый с архивной полки. «Пахита» Екатеринбургского театра – увы, методичка.

Сложность существования екатеринбургской труппы – отсутствие хореографического училища и как следствие – поиск кадров «на стороне», в основном в Перми, Новосибирске и Уфе. А так как местных танцевальных детей нет, то прелестная детская мазурка оказалась на грани срыва. Господин Мухамедов очень оригинально вышел из положения: сочинил мужскую мазурку, которую танцуют артисты балета театра. Получилась логичная связь между женским балетным царством (а ведь всем известно, что «Пахита» – это танцевальное царство женщин) и «зрительным залом»: ведь завсегдатаями императорского балета были, в том числе, и гвардейские офицеры, одним из основных качеств которых было умение «легко мазурку танцевать». И вот, 8 бравых усатых гвардейцев пролетают в па галя, прилежно шаркая и притоптывая, а двое солистов по очереди выделывают соло, в числе которых и двойные sout de basques (типа, офицеры спешат занять свои места в театре). Номер, конечно, музыкально сокращен – все-таки в петиповской версии, сочиненной на 12 (или 16) пар младших воспитанников Театрального училища, основной упор делался на умилительности подражания повадкам взрослых и разнообразных комбинационных перестроениях. На 8 мужиков комбинационных перестроений приходится куда меньше, но это не беда: главное – мужской кордебалет при деле, не все ж женщинам отдуваться!

Сцена оформлена прероскошно! Художник-постановщик Альона Пикалова вдохновлялась имперским Санкт-Петербургом, торжественным красно-золотым оформлением Александринского театра. Если в спектакле Мариинского театра на заднике отражается зал самого театра, блестящая кипучая публика и возникает эффект «зеркала», здесь  сценическое пространство организовано в театральной перспективе – словно волею художницы мы оказываемся в Санкт-Петербурге, роскошном и блестящем, в годы наивысшего расцвета Мариуса Петипа. Костюмы тоже чрезвычайно роскошны, но, пожалуй, несколько тяжеловаты. Пачки «под старину», удлиненные, с кружевами и обилием розочек (на корсажах и юбках), но прически традиционно балетны – маленькие головки с убранными в строгий пучок волосами и украшенными опять же розочкой (автор костюмов Елена Зайцева). К тяжелым пышным одеяниям так и просятся пышные старинные прически конца XIX века.

Кордебалет честно докладывает знакомую каждому артисту балета хореографию, оркестр звучит замечательно (дирижер Павел Клиничев), но почему-то как только выходит балерина и солистка, темп, до этого звучавший четко, как часы, сразу существенно замедляется. И все же, танцы кордебалета лишены лоска и шика, танцуют достаточно «обыкновенно», среднестатистически, без милых архаических нюансов, которые Блоха помнит по курсу «Классическое наследие», преподаваемое Татьяной Васильевной Базилевской-Буяновской и замечательным комментариям и разъяснениям Никиты Александровича Долгушина (царство им небесное!). Ну, к примеру: после адажио балерины и кавалера в кордебалетной вариации, когда восьмерка выстраивается шеренгой, делая маленькие амбуате, поворачиваясь вокруг собственной оси. И ни одна (!) не покачала кокетливо головой, присовокупив к этому стрельбу глазами. Зачем, – спросите вы? Нет, конечно, можно и без качания головой обойтись, заодно можно и руки банально держать, скажем, по первой позиции. Но именно эти нюансы и создают танец и диалог с публикой! Кокетливо покачать головой означает привести в движение крупные тяжелые висящие серьги в ушах (помните, об этом Блоха выше упомянула). А зачем качать серьгами? Какие вы, право, непонятливые! Серьги подарил поклонник, танцовщица, качая головой, сигнализирует кавалеру: «Видишь, твой подарок на месте! Сегодня вечером я – твоя!» (тут надо полагать, что танцовщица могла получить не одну пару серег не от одного поклонника). Присовокупим к этому кокетливому покачиванию нежный благодарный взор танцовщицы своему покровителю в кресла партера,  – и вот она, «малая история балета», из которой рождались гениальные петиповские па! Современные же танцовщицы, конечно, девушки неподкупные, их сережками с бруликами не соблазнишь, поэтому и танцуют они сурово и сосредоточенно, не допуская никакой мягкотелости, с жестким малоподвижным корпусом.

И вообще, «Пахита» вызвала подозрения в технической оснащенности труппы. Ни разу кордебалет не сделал предписанных entrechats six! Да что – кордебалет, солистки тоже не утруждали себя этим движением, дошло до неприличного курьеза: балерина в «вагановской» вариации в pas de trois это движение величественно игнорировала, заменив простеньким entrechat royal. Бедная Агриппина Яковлевна!.. Вообще, с хореографией обращались непозволительно вольно. Так, например, балерина, исполнившая вариацию Повелительницы вод из «Конька-горбунка», изменила заключительную часть вариации: вместо горделивых вскоков на пальцы с эффектно склоняемым вниз корпусом, она решила показать итальянские фуэте. Дух Мариуса Ивановича Петипа отомстил мгновенно – фуэте она завалила, равно как и впечатление о себе как о хорошей солистке. В вариации из «Царя Кандавла» солистка также решила, что кабриоли с двух ног не для нее и, упростив, сделала кабриоли с «любимой ноги» – и тут же завалила все двойные туры в финальной диагонали.

Но и победы были. Из солисток особый восторг вызвала Елена Кабанова в вариации из балета «Трильби» – с огромным, «осиповским» прыжком, уверенными вращениями и невероятной творческой харизмой. Честно говоря, выходить на вариацию после ее блестяще исполненного соло балерине Елене Соболевой (Сусановой) было трудновато. Но зато она усладила взор entrechats six, сделала по три тура, а в коде рьяно крутила фуэте (первые 16 с руками, упертыми в бока), уйдя, правда, сильно вправо. Премьер (Кирилл Попов) в вариации делал то, что хотел. А хотелось ему прыгать в разножках и вертеть пируэты в аттитюд, а вот в коде ему не хотелось делать много двойных ассамбле по кругу, поэтому он после каждого прыжка делал лирический тур вальса, и в итоге ассамбле оказалось лишь три штуки. Маловато будет, особенно для такого красивого молодого человека.

В праздничном финале все участники составили красивую красно-черно-золотую группу. Единственный совет гвардейцам: могли бы и снять свои шапки, когда вокруг столько женщин.

Tags: "Пахита", Екатеринбург, Кабанова Елена, Клиничев Павел, Мухамедов Вячеслав, Пикалова Альона, Попов Кирилл, Соболева Елена, балет
Subscribe
promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 89
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments