bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Category:

"Сон в летнюю ночь". Беглые впечатления после генеральной репетиции

Посмотрим-ка, какие развлеченья
И пляски нам предложит Филострат,
Чтобы убить трехчасовую вечность
Меж ужином и часом спать ложиться.

Ну вот и еще один балет Джорджа Баланчина на сцене Мариинского театра. "Сон в летнюю" ночь в нынешнюю весну, я смотрю, чрезвычайно актуальная пьеса - то скандал с оперной постановкой в Стасике, то аншлаг (надеюсь) на балете в Мариинке. А еще в Мариинском театре и опера есть...

Итак. В 1962 году, в возрасте 58 лет Джордж Баланчин поставил "Сон в летнюю ночь", один из редчайших "сюжетных" спектаклей в его творчестве. Хореограф всегда отдавал предпочтение "чистой" танцевальной форме, в которой он находил свой сюжет и свою историю - вечно гармоничные взаимоотношения мужчины и женщины. Сюжет внешний в его балетах отсутствует, нет привычной иллюстрации действия, но в каждой постановке развивается сюжет внутренний, зависимый от музыки.

Но, вероятно, в 58 лет балетмейстер стал более сентиментальным. Чем еще можно объяснить обращение к комедии Шекспира и музыке Мендельсона. Думаю, воспоминания детства и юности все сильнее овладевали мозгом этого предельно рационалистичного хореографа. "Щелкунчик" и "Сон в летнюю ночь", поставленные в поздние баланчинские годы, не что иное - как умилительные воспоминания о петербургско-петроградском детстве и юности, когда Георгий Баланчивадзе, воспитанник Императорского Театрального училища, а затем - Петроградского Театрального училища, принимал участие в драматическом спектакле "Сон в летнюю ночь" на сцене Александринского театра, вливаясь в сонм эльфов; или танцевал в чудесном ивановском "Щелкунчике"... 

50 лет спустя реминисценции спроецировались на сцену Мариинского, но уже не императорского театра. И все же, в этом спектакле очень мало умилительно-юношеского, как можно было бы предположить. Первый акт - собственно, комедия. В "клиповой" манере, более свойственной современному поп-арту, балетмейстер в динамичном темпе изложил все 5 сюжетных линий от Шекспира. Хореографическое решение каждого из сюжетов неравнозначно. 

В первом акте больше всего танцевального материала у Титании (утром танцевала Екатерина Кондаурова - ах, до чего она хороша!). У нее и пантомимные эпизоды, и томные адажио, и кокетливая вариация, и юмористические сцены с Основой, превращенным в осла. Две пары - Лизандер и Гермия, Деметрий и Елена - весьма равноправны в хореографическом отношении. Разница в росте отдана кавалерам: Лизандер (в синем) мал и щупл, Деметрий (в красном) статен, высок и мускулист, аки олимпионик. А вот дамы физически примерно одинаковы. Ведь в основе знаменитой перепалки Елены и Гермии - взаимные оскорбления на почве внешности. "Дрянная кукла!" - это Елена бросает Гермии; та не молчит: "раскрашенная жердь!". Про малый  рост Гермии и Лизандер добавляет масла в огонь: "Прочь, карлица, прочь, крошка!". Тем не менее, Ирину Голуб "карлицей" отнюдь не назовешь. Думаю, все же Баланчин решил не "оскорблять" женщин их физическими "недочетами" и разность в фактуре отдал мужчинам.

Оберон в первом акте тоже пыхтит и потеет немало; вариаций и соло у него достаточно. Константин Зверев на репетиции в  танцах выглядел усталым (или репетировал в три четверти ноги?), но импозантный вид сохранял на всем протяжении спектакля. Да, этот Оберон гордый, неприступный, величественный, самодостаточный.

А, еще Ипполита (Александра Иосифиди), представленная в образе Дианы или царицы амазонок. Она гордо скачет, палит из лука, а ее окружают серенькие существа, похожие на крыс, но отнюдь не на собак с "большой пастью и шерсти цвета песочного". Но у нее лишь в финале первого акта один танцевальный эпизод.

Пэк (Василий Ткаченко) "напевает" вечные танцевальные тру-ля-ля, и по интенсивности своего пребывания на сцене, пожалуй, превосходит всех остальных. Партия выигрышная - и в актерском, и в танцевальном планах. Хотелось бы больше непринужденности и искрометности. Впрочем, надеюсь, танцовщик приберегал их для премьеры.

А вот комические персонажи - самодеятельные артисты, представляющие в пятом акте комедии Шеспира свой спектакль-пародию - прочерчены бегло, менее чем эскизно. Несколько эпизодов, несколько штрихов, несколько пластических акцентов - и тема исчерпана. А жаль. Можно было бы во втором акте, на свадьбе, который Баланчин отдал для бессюжетной танцевальной сюиты, представить спектакль в спектакле. Текст пародии ужасно смешной, но Баланчин, вероятно, не любит пародии на свое "священное искусство".

Поэтому второй акт представляет собой даже не дивертисмент, а танцевальную сюиту, в которой танцы главных персонажей отнюдь не выявляют их ведущего положения. Ипполита и Тезей, Гермия и Лизандр, Деметрий и Елена на равных выступают впереди кордебалета. Большая танцевальная часть отдана крошке в розовом (Мария Ширинкина) и ее кавалеру, которые солируют в сюите. Натанцевавшаяся в предыдущем акте Титания и Оберон исполняют маленький хореографический фрагмент, который необычайно красив и поэтичен. Заканчивается балет эффектным лирическим финалом, который ни в сказке сказать, ни пером описать ))) 

Пэк с метлой (в точном соответствии с шекспировским текстом)  "выметает сор за двери"... Сгущается романтическая тьма, загораются звезды, "мириады" эльфы с мерцающими фонариками, словно светлячки, загадочно вспыхивают, а сам Пэк взлетает ввысь...

Ну вот, перерыв закончился! Побежала на премьеру. О премьере здесь.
Tags: "Сон в летнюю ночь", Баланчин Джордж, Мариинский театр, балет
Subscribe
promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 91
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment