bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Categories:

"Сон в летнюю ночь". Галопом после премьеры

Всегда считала себя старой циничной сволочью, а оказалось, что я - невинная ромашка. Как интересно обнаруживать в себе подобные трансформации!

Еще по дороге на спектакль я задавалась вопросом: ну на кой хрен тут мальчик, который в пьесе Шекспира является толчком для всех последующих приключений. И ведь тема этого мальчика не сформулирована отчетливо, проходит он каким-то полунамеком. В балете Баланчина этот мальчик выглядит дурнее некуда. Такой болванчик, которого берут на руки и переносят с места на место, заставляют держать шлейф, стоять истуканом возле кровати, или же укатывают в раковине за кулисы. Во время антракта (как водится, с шампанским) знающие люди меня просветили. В пьесе Шекспира речь идет о индийском мальчике, который вовсе не мальчик, а юноша. Красивый индийский юноша ублажает Титанию (о ее сексуальном аппетите говорится в пьесе не один раз и из уст не одного персонажа), но к нему плотски вожделеет Оберон (еще один мотив). В принципе, это и есть повод для публичного скандала в Стасике (о скандале слышала, но в суть не вникала). Ну тогда за балет "Сон в летнюю ночь" надо и Мариинский театр привлекать к ответственности - в соответствии с законом о педофилии. Где Милонов?! Маленького мальчика волокут из одних объятий в другие, а в конце Титания великодушно отдает малыша в руки Оберона. Кстати, супруги - они по сюжету супруги - расходятся в разные стороны. Это понятно. Титанию в алькове поджидает господин Фирсов (с ним она танцевала страстно-лирическое адажио), а Оберон (Тимур Аскеров), судя по всему бежит в спальню, где дожидается его маленький мальчик. И, заметьте, скандала никакого нет...


Ладно, пошли про спектакль. Впечатления от генеральной репетиции здесь.

Увертюра. Изложены основные музыкальные темы. Вступительные аккорды = вступление Римского-Корсакова к "Шехеразаде". Затем следует веселая суета эльфов. Потом - фрагмент из ариозо Германа ("Пиковая дама") - значит, подошли к теме любви. И далее по тексту...

Веселая мельтешня эльфов и сутолока бабочек. Фантастический мир представлен прекрасно! Простые комбинации классического танца, полноценные перемещения по сцене, охват всего пространства - что еще надо! Великолепное ощущение неземного, но доброго и смешливого мира потусторонних существ.

Пэк (я все же буду по Шекспиру, а не "Пак", как в программке, а то у меня ассоциации с Пак Ги Муном), как я уже писала, забавное существо, с неизменными танцевальными "тру-ля-ля". На премпьере танцевал Илья Петров, но мне больше понравился Ткаченко. Пусть на репетиции он был даже без сценического костюма и грима - это не мешало его перевоплощению в полу-зверька, полу-человека, проказника и хулигана. У господина Петрова хулиганистости было поменьше, поменьше было и точности в танцевальных пассажах.

Затем: быстрые монтажные "склейки", означивающие основные сюжетные линии:Титания (Виктория Терешкина) и Оберон (Тимур Аскеров), требующий себе к столу в постель в пажи мальчика; перебивка жанровой мини-сценкой (артисты-любители). И вот кто объяснит мне, непонятливой ромашке, зачем надо было после этой сценки еще раз повторять эпизод, когда Оберон домогается мальчика?! Или у Баланчина много музыки осталось, а он не знал куда ее присобачить? Затем наступил черед страдающей Елены (Виктория Брилёва в красном платье). Потом ввели в курс дела относительно взаимоотношений Гермии (Ирина Голуб) и Лизандра (Андрей Ермаков); Деметрия (Камиль Янгуразов) и Елены. Их сюжетная линия прописана на уровне мазков: они любят друг друга (синие), он (красный) любит ее (синюю), а она (красная) любит его (красного), а тот ее отталкивает. Отталкивает довольно грубо. Футболистам за такое дают красные карточки. 

Итак, все действующие лица представлены, конфликты обозначены. Началось развитие сюжетных линий.

Розовая комната. 8 прелестных девушек модельной внешности в розовых "античных" длинных платьях. На генеральной репетиции у некоторой части на грудь свисали поэтические косы. На премьере от кос отказались. В центре - раковина-кровать. Здесь разлагается и разлегается Титания. Она исполняет томный дуэт с кавалером (Денис Фирсов). Иногда она имеет обыкновение прятаться за раковиной-кроватью. И именно в эти моменты Пэк пытается выкрасть чурбанчика истуканчика того самого Индийского Юношу, застывшего Оловянным солдатиком на часах у кровати. Виктория Терешкина великолепна! Изящна, поэтична, предельно музыкальна, восхитительна (уж простите мне эти балетоманские обороты!). В момент второго похищения (опять неудачного) за кроватью весьма неграциозно прячутся уже Титания с кавалером, а прелестные девушки изгоняют лешего с помощью веток, похожих на вербу. У меня пришли ассоциации с Вербным воскресеньем - вполне возможно именно таким образом Баланчин "передавал привет" той старой, традиционной, Православной Руси.

Следующий большой танцевальный эпизод: Зачарованный лес. Оберон, эльфы и бабочки. Оберон замышляет сложную комбинацию, чтоб отобрать юношу у Титании. Здесь у Оберона очень большой танцевальный эпизод, состоящий из нескольких сольных фрагментов. И опять мои симпатии на стороне второго состава - Константина Зверева, пусть даже и танцевавшего на утренней репетиции не в полную силу. Тимур Аскеров слишком хорош, слишком много блесток, рот закрыт (в антракте мне друзья сказали: "Вот видишь, и от твоих статей бывает польза..." Гыыы... спасибо, дорогие!!!). Мои замечания:когда стоит - истукан истуканом, тело не реагирует на реплики партнеров, словно дожидается сольного танцевального фрагмента, где он "всем покажет!". Да, в сольных фрагментах выкладывается. Но получается четкое деление: вот я стою (и мне все пофиг), а сейчас я станцую, и вы упадете. Падать особенно нечему. Пусть Зверев утром и пониже прыгал, но стиль у него получше будет, да и поизящнее Оберон Константина Зверева выходит. Еще портила впечатление распальценная пятерня господина Аскерова. Ну, например, когда он делает жест "пожалуйста", пальцы на его ладони не прижаты, а топырятся в разные стороны - получается крабовая клешня. Неэстетично это...

Эпизод с волшебным цветком. Вообще-то у Шекспира love-in-idleness, по-латински Viola tricolor или Herba triniraris, а по-русски - анютины глазки. На сцене конкретный аленький цветочек. Ну вот, наконец, он создан. Пэк у Шекспира может облететь землю за 40 минут, здесь понадобилось всего лишь секунд 20, чтоб показать прекрасный прыжок равно как у Ильи Петрова и Василия Ткаченко. Но вот в действие вступает волшебный цветок...

С помощью цветка Пэк влюбляет в Елену Лизандра. Надо сказать, красные и синие дуэты в балете Баланчина - наиболее общее место. Если влюблены, то до приторности. Если ненавидят или страдают, то в стиле Ростислава Захарова и советского драмбалета (с натуральным выдиранием волос у соперницы). Неужели гастроли 1950-х годов Кировского и Большого театров произвели на стареющего "мистера Би" неизгладимое впечатление?!

"Прозаические" эпизоды у Баланчина проходят очень быстро, на них не акцентируется внимание. Лишь если хорошо знаком с текстом пьесы, понимаешь, что в минуту сценического действия втиснут весь пятый акт (как хорошо, что утром перечитала пьесу!) - спектакль в спектакле "Пирам и Физба". Изложен он очень схематично, не любит, не любит Баланчин пародий на серьезные темы. Балет для него - священная корова.

Эпизод Титании и Основы (в программке - Боттом) в исполнении Виктории Терешкиной лучится наивностью и детскостью. На генеральной у Кондауровой этих эмоций не было, она играла нежность. А Терешкина, умница, очень тактично станцевала этот эпизод, словно та самая невинная ромашка )))

Тут гремят фанфары, вылетает Ипполита (Виктория Кондаурова, утром - Александра Иосифиди). Кондаурова предстает Одиллией, Иосифиди - амазонкой. Мне ближе госпожа Иосифиди:  величавая, стремительная, настоящая античная богиня (пусть у нее на репетиции и не заладились двойные обороты). Кстати, лишь со второго раза я рассмотрела эту партию - пожалуй, наиболее сложная, силовая и динамичная, с фуэте, многочисленными прыжками, с невероятной энергетикой, которую донесла в полной мере Александра Иосифиди. Кондаурова показалась более стервой, нежели бесстрашной царицей амазонок. Позабавили серые собаки, похожие на крыс.

В финале, согласно сюжету, все недоразумения уладились. Пары объединились: синие с синими, красные с красными. И отправились в ЗАГС.

Пока пары шествовали в ЗАГС значительная часть зрителей слиняла: раз сюжет закончен, то что еще смотреть? Партер Мариинского театра зиял пустотами.

Второй акт мне категорически не нравится, уж извините. Тоска и скука. Хореографическая сюита в постановке Баланчина -= бесконечно красиво, правильно, сухо, рационально и ... несердечно, что ли. Длиннющее нудное pas de deux не скрасило даже участие полюбившегося мне Константина Зверева. О финале уже писала - он действительно прекрасен!

Вывод (а надо?). Балет пятидесятелетней давности с элементами отечественного драмбалета. Детей можно водить. На первый акт. Совет ценителям Баланчина - приходите сразу ко второму акту.
Tags: "Сон в летнюю ночь", Аскеров Тимур, Баланчин Джордж, Зверев Константин, Иосифиди Александра, Мариинский театр, Терешкина Виктория, балет
Subscribe
promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 91
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments