bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Category:

Умер Никита Александрович Долгушин

Как больно... Как горько... Ушел любимый Учитель, человек, которому я многим обязана в своей профессии. 

Книга Веры Михайловны Красовской "Никита Долгушин" из серии "Солисты балета" была моей самой первой книжкой про балет, которую я купила. Я абсолютно ничего не знала про этого человека, даже не предполагала, какую роль он сыграет в моей жизни... Книга заканчивалась 1983 годом, Долгушину 45 лет, он не стоит на месте. В те годы я жила рядом с Театральной площадью, и частенько видела его, идущего в Консерваторию, где он работал, преподавал, был руководителем кафедры хореографии. Любовалась его безупречной фигурой, аристократическим обликом, его потрясающими глазами. И думала: "Вот ведь, такой танцовщик (я знала, что Красовская про пустых людей не пишет), а так обыденно пересекает Театральную площадь". Но даже в том как он пересекал Театральную площадь не было ничего обыденного - это было невероятно красиво, он не шел, а , словно флагманский корабль, разрезал воздушное пространство.



Позже, благодаря его настойчивости и активности, открылось теоретическое отделение на кафедре хореографии, где готовили историков балета и критиков. А потом и я туда поступила. Помню августовский день 1991 года (ага, сразу по окончании августовского путча), у нас - вступительные экзамены, собеседование. И напротив меня - Тот Самый Долгушин, который обращается ко мне: "Госпожа такая-то, давайте с вами познакомимся..." ("госпожа"?! - о, это ко мне и обо мне...). Человек аристократической внешности, переходивший Театральную площадь, оказался аристократом по духу. 

Опять же, я сужу о Никите Александровиче только как его ученица. Даже не скажу, что я его непосредственная ученица. Мне посчастливилось пять лет учиться на кафедре, им возглавляемой, я посещала его занятия "балетные мизансцены", под его строгим взором мы сдавали экзамены по всевозможным "наследиям" - классическому, характерному, историко-бытовому; его присутствие постоянно ощущалось в наших жутких разваливающихся аудиториях - был в этих теоретических занятиях элемент фантасмагории. Ободранные классы под крышей консерватории, постоянно ломающаяся мебель, свисающие обои и падающие потолки - а мы тут гуманитарным, очень изящным наукам учимся... Но когда в этот ободранный класс заходил Никита Александрович, он, казалось, его не замечал - он был выше этого неудобства.

Его занятия по балетным мизансценам надо было записывать. Но, жаль, тогда видео было редкостью. Пытались записать на бумаге, но без долгушинских интонаций записанный текст казался какой-то промокашкой. Он потрясающе интерпретировал любое движение. Он разбирал мысли и поступки любого персонажа, вплоть до стоящей в глубине сцены дамы-статистки, изображающей свиту Батильды в Жизели. У каждого была своя история. 

- Зигфрид не может идти на озеро по прямой, радостно вбегая на сцену - он идет извилистыми тропами и дорожками, пробирается через кусты и камыши, этот пусть - его жизненная судьба, которая ведет его к Одетте

- в какой момент Одетта превращается в девушку? Долгушинское появление Одетты - не выплывание из кулисы на pas de bourre, волнообразно раскачивая руками; его Одетта трепещет на месте, медленно, "лебединым" движением поднимая руки в третью позицию - "она сбрасывает с себя перья, стягивает, как змея, ненавистную лебединую шкуру!"

- что делает Жизель в домике до того момента как ей постучал Альберт? Он прихорашивался за эту девочку, суматошно бегал по дому, не зная чем бы заняться, лишь бы скоротать время до прихода Альберта.

- почему женский кордебалет в "Пахите" кокетливо покачивает головами? Да потому что у каждой в ушках - бриллиантовые сережки, подаренные поклонником, и каждая подает знак своему поклоннику - "Видишь, твои сережки у меня в ушках! Сегодня мы увидимся?".

И как он огорчался, видя эмоциональную неподатливость артистов, которые считают, что достаточно выучить текст и хорошо подпрыгнуть, а остальное неважно.

- Репетирую я "Жизель" с артисткой балета Мариинского театра, - рассказывал Н.А. (имя балерины он называл, но умолчу). Спрашиваю ее: "Что ты делаешь, ожидая прихода Альберта?". Ожидал от нее, что она подхватит мою игру, начнет фантазировать, играть - передник глажу, косички заплетаю, в окошко украткой поглядываю. А она смотрит на меня красивыми большими глазами и бесстрастным голосом отвечает: "Канифолюсь...".

Про Долгушина говорили - интеллектуальный танцовщик. Да, интеллект, рацио у него был основой его творчества. Бесподобные эмоциональные порывы, потрясающие интерпретации - всё было продумано, рассчитано, выверено и добавлена телесная импровизация. Танцующего Долгушина в его лучший период я, конечно, не застала. Однако видела его "Жизель", которую он танцевал во время празднования не то 55, не то 60 лет. Наш педагог по анализу балетных партитур, прекрасный дирижер Юрий Всеволодович Гамалей, надо сказать, огорчался этим выступлениеми: "Ну зачем Никите Александровичу выходить на сцену... Все никак не уймется. Ведь уже песочек сыпется...". А я была счастлива - я увидела, пусть не в силах, пусть не технического виртуоза, - но результаты этой огромнейшей интеллектуальной работы. Эх, интересно было бы найти мой театральный дневник, оставшийся на старой квартире, который, надеюсь, родственники не выбросили... Сейчас помню мало, помню, что смотрела, не отрываясь, настолько был интересен каждый штрих его жизни Альберта: как он выходит, как он приближается к дому, как он наблюдает за Жизелью - каждый эпизод сцеплялся с другим предшествующим сюжетом.

Отблески этого Альберта я как-то раз, но только один раз увидела у Фаруха Рузиматова году так в 1993-94. У Рузиматова был период, когда он некоторые роли репетировал с Долгушиным. И одна "Жизель" была совершенно удивительной, нестандартной, нетривиальной. Рузиматов появлялся на сцене закутанный в плащ и очень быстро скрывался в доме напротив. Публика даже опешила: а где же парадный выход премьера, когда же поприветствовать его аплодисментами? Но ведь Альберт приходит тайно, к тому же в домике он переодевается в крестьянскую одежду... И т.д. Это был очень умный спектакль. Или еще такой эпизод: во втором акте Альберт после вариации Жизели не убегал с партнершей за кулисы. Точнее, он тянулся за Жизелью, пытался следовать за ней, но тут перед ним вырастали вилисы, которые начинали свою коду, выталкивали Альберта в центр, чтоб прикончить его побыстрее танцами. И Альберт Рузиматова в явных мучениях держался из последних сил. Да, тот спектакль был невероятно сильным! Не знаю, почему Рузиматов больше к этим и другим моментам не возвращался, а вернулся к традиционному "лаковому" исполнению.

"Жизель" вообще была любимым спектаклем Никиты Александровича. В pas de deux из "Жизели" он выпускался вместе с Натальей Макаровой. Занятно, что вышеназванная книга о Долгушине, опубликованная в 1983 году, говорит об этом дуэте, но имя партнерши не упоминается - еще бы, в то время Макарова была "невозвращенкой". Его последним спектаклем стала "Жизель" в Михайловском театре. Как здорово и как тактично сделана эта версия спектакля! Долгушин-стилист, Долгушин-реставратор, - как он оживил этот спектакль. У меня возникали ассоциации художника-реставратора, которй лежит на лесах и восстанавливает гигантскую фреску, осторожно прикасаясь кисточкой.

Я давно не посещала этот спектакль Михайловского театра, хочется верить, что он в том, "чистом" состоянии от Никиты Алексанровича, когда многие эпизоды и сцены, детально разработанные, не "проглотили" и не "скомкали". А еще Долгушин вышел в партии Герцога на премьере. Кто такой Герцог - отец Альберта или Батильды? Он просто Герцог, самый главный. Но какой на премьере был эпизод с его участием, достойный пера Шекспира, наверное. Я, конечно, не Шекспир, но напишу. Что в принципе делает Герцог:

- торжественно венчает марш-парад придворных и охотников
- уважительно ведет Батильду
- просит, чтоб ему организовали перекус
- любезно садится на стул, предложенный Бертой (матерью Жизели)
- отведывает предложенное молоко
- любуется ромашкой-Жизелью
- великодушно разрешает Батильде подарить цепочку крестьяночке в честь ее свадьбы
- отбывает в домик почивать

Герцог Долгушина не вышел, влетел на сцену, словно охотничья собака, или будто бы только сошел с коня, он еще там, на охоте. Батильдой он любуется - ведь она, как жена Альберта войдет в ЕГО дом, он здесь хозяин. А когда начинается эпизод с Бертой, то это была такая драматургия!... Берта хлопочет по хозяйству, Герцог взглянул на нее, отвернулся, но что-то вспомнил, посмотрел еще и узнал: "Берта! Ты!" Берта старается не смотреть на Герцога. Знаете, крошечный эпизод, но из него столько вырастает. Герцог - тот же Альберт, но уже на пенсии. Знать, и он наведывался в эту деревушку к милой крестьянке Берте, а Жизель, вполне возможно, - плод их любви... Кстати, в финале, когда наступает разоблачение Альберта, Герцог отнюдь не возмущен "низким" поступком сына (думаю, что это все-таки его сын), он его прекрасно понимает и поддерживает продолжение "семейной традиции", и он сразу так подбоченился, оценил хороший вкус наследника. Кстати, во втором составе этого эпизода не было: там весьма традиционно, по шаблону разыграли сценку "высокие гости в крестьянском семействе".

О Долгушине-человеке прекрасно говорит фотография Нины Аловерт:



Человек-луна, которого все видят, который всех многих восхищает, но никто не знает что в нем скрыто.

Я не была человеком, близко с ним знакомым, я не вела с ним задушевных бесед, не пила у него чай. Не в этом дело. Я его уважала. Я им восхищалась. Я его любила. Те пять лет, которые я его видела очень часто, мне дали очень, очень много.

В последние годы он отрастил забавную бородку. Во время нашей последней с ним встречи, в Михайловском театре, я ему сказала: "Никита Александровч, Вас хоть сейчас надо снимать в фильме про Петипа..." И в тот вечер я ему успела сказать, что я его очень люблю.

Сына назвала Никитой в его честь...



Вечная память...
Tags: "Жизель", Аловерт Нина, Долгушин Никита Александрович, балет
Subscribe
promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 91
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments