bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Categories:

Сказки Гофмана (2 акта): никому ненужное мнение рядового обывателя, случайно попавшего "в оперу"

Я, конечно, дико извиняюсь - знаток оперы из меня никакой, оценить вокальные данные, широту диапазона и качество исполнения я не в состоянии. Мне просто, как рядовому обывателю, попавшему "в оперу" нравится или не нравится.

Приехав к Мариинскому театру в 18.45, была удивлена малым количеством заходящего внутрь народа. И стали меня терзать смутные сомнения. Так и оказалось: начало спектакля (продолжающегося вообще-то три с половиной часа) было смещено на 20.00. Почему? Было сначала предположение, что у Великого Дирижера современности "елки" - выступление в Концертном зале и в Мариинском театре, потому и сдвинули, чтоб наш пострел везде поспел. Но оказалось: никакого концерта нет, да и Великий Дирижер современности сегодня в спектакле не участвовал. Еще одна версия - нужно было дождаться американского дирижера, который заменил Великого Дирижера современности и, вероятно, только-только успевал к спектаклю. Имя его я не запомнила, хотя его и объявили по трансляции. Третья версия: КТО-ТО собирался посетить спектакль - ибо перед театром было определенное количество машин характерной голубой окраски с мигалками, но чрезвычайных мер предосторожности (когда просто перекрывают площадь по всему периметру) не было.


Была и еще одна странность. Посидев у подружки часик дома, вновь пришла в театр. Вошла туда где-то без десяти восемь, и увидела толпу народа в фойе. В зал не запускали. Без пяти восемь прозвенел первый звонок. Спектакль начался в 20.10. Но! Часы в театральном зале показывали ровно 20.00. Я смутилась - неужели все моих три телефона спешат. Поинтересовалась у соседей: "Который час?". Все наши часы ходили правильно. Только вот часы театрального зала отставали на десять минут. Интересно, это было сделано специально, чтоб не огорчать Высокогогостя (дабы таковой имелся) мыслью, что он опоздал в театр.

Сам спектакль. Мне, рядовому обывателю, попавшему "в оперу", было интересно. Молодой постановщик Василий Бархатов сделал свою режиссерскую версию молодежной, современной и нетривиальной. Хотя факт наличия господина Бархатова в списке членов общественной палаты РФ с характеристикой: "Лоялен. Молод, адекватен, никогда не отказывался от просьб УВП. Перспективен. Член Общественного комитета сторонников Д.А.Медведева" лично для меня, рядового обывателя, не прибавляет к нему "политического" и художественного уважения. Подобные постановки в подобном театре абы кому делать не дают, будь ты хоть десятикратно талантлив (это, конечно, мнение рядового обывателя, случайно попавшего "в оперу").

Пролог. За сценой поет хор пива и вина. Сам Гофман обнаруживается под кроватью, откуда его извлекают Никлаус и Линдорф. Причем, две стороны противоречивой натуры Гофмана его попутно раздевают, напяливая обноски на себя. Ладно Никлаус - бедный студент, но элегантному Линдорфу-то зачем потертое пальто Гофмана?! Затем комната наполняется студентами, все пьют (белое пЫво) и курят кальян. Народу много, жилплощадь позволяет. Мне бы такую "каморку"...

И прекрасная кульминация Пролога - куплеты о крошке Цахесе! Вряд ли думал Оффенбах, что в 2012 году, накануне Дня независимости они будут иметь такую жутковатую актуальность... К сожалению, автор русского перевода, транслировавшегося в субтитрах, неизвестен, а тот подстрочник, который мне известен, не совпадает с тем текстом, который был сегодня, прочертивший даже не легкие параллели, а жирные колеи гротескных совпадений с реальностью.

Олимпия - компьютерная симуляция. Действие происходит в некоей физической лаборатории. И опять (или это у меня такое распаленное воображение?!) ужасаешься странным совпадениям. Коппелиус предлагает Гофману купить то глаза, превосходные глаза, то очки, в которых видишь мир по-другому. Не иначе как определенная часть нашей элиты накупила эти глаза/очки у дьявольского Коппелиуса. Гофмана опутывают проводами, надевают всевозможные "улавливатели" и запускают компьютерную игру. На огромную занавеску проецируется изображение, которое видит в своих волшебных очках несчастный Гофман, там виртуальная красотка манит и дразнит несчастного, стоящие рядом ассистенты устраивают 3D играющему - прикасаются к нему, подставляют под руки те предметы, которые он видит в своих электронных проекциях. Внешняя режиссура совпадает с внутренней, потому что "ощущения" Гофмана здорово сняты и смонтированы. Забавны многие симуляции. Так, например, когда Гофман крутит воображаемый штурвал, в руки ему вкладывают перевернутый распорками пюпитр, всего не упомнишь. Но в этой картине Гофман действительно действующее лицо, а не просто персонаж, который со стороны любуюется Олимпией.

Второй акт сделан в эстетике 60-х годов. Антония поет "Голубку" в прозрачном дождевике и милых желтых резиновых сапогах, потом заботливый папочка переодевает ей тапочки и поправляет милые детские носочки. Эпизод с голосом матери Олимпии сделан в виде кантаты: открывается занавеска, задник задрапирован алой тканью, в центре - мамаша в алом, оркестр на сцене. Мама зовет дочку, дочку упаковывают в сценическое алое же платье (сзади застегнуть не удосужились, поэтому Олимпия со спины была малоэстетична), и она бежит к маме на подмостки, чтоб допеть последнюю арию в своей жизни. Когда Олимпия умирает, человек 10-15 мужчин усыпают букетами ее бренное тело. Интересно, это сценический реквизит, или поклонники обеспечили?

Солисты. Так как я отнюдь не знаток, по мне так - пели очень хорошо. У всех чувствовался вокальный запас, не было ощущения, что верхние ноты поются на пределе. Пели очень проникновенно, с чувством, даже не надо было на перевод смотреть - и так все было понятно. Но больше всех восхитил Ильдар Абдразаков - и игрой, и вокалом. Захватывал, пугал (ага!), смешил. Очень, очень впечатлена.

С третьего акта, увы, пришлось свинтить. Не рассчитывала возвращаться домой после полуночи, особенно, когда дома лежит приболевший муж.
Tags: "Сказки Гофмана", Бархатов Василий, Мариинский театр, опера
Subscribe
promo bloha_v_svitere май 28, 2037 22:00 91
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments