bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Памяти профессии "балетовед"

Мои многочисленные друзья, не удивляйтесь. Была и такая профессия. Только она умерла молодой и красивой, оставив считанное число специалистов. Я горжусь, что в моем втором дипломе о высшем образовании значится эта раритетная специализация "балетовед". Профессия редкая, и малотрудоустраиваемая. Если кому интересно, могу начать серию рассказов об этой профессии. А почему я об этом вдруг задумалась?

19 декабря будет отмечать 80-летний юбилей Наталия Лазаревна Дунаева, мой дорогой учитель. И пусть честь открытия балетоведческой специализации на кафедре хореографии тогда еще Ленинградской Консерватории принадлежит не ей, но она (а также Ольга Ивановна Розанова и Людмила Андреевна Линькова) сделали эту профессию - профессией, и благодаря им можно говорить о такой редкой, невостребованной специализации - балетовед. Наталии Лазаревне Дунаевой я посвящаю свои очерки.

Все остальное убираю под кат, чтобы не утяжелять ленту моим небалетолюбивым, но от этого не менее любимым друзьям.



В 1988 году на кафедре хореографии Ленинградской Консерватрии, заведующим которой был Никита Александрович Долгушин, впервые создали отделение истории и теории балета. Я, 19-летняя барышня, "бескорыстно любившая балет", очень захотела туда пойти, но мама (спасибо ей!) велела не дурить, закончить институт, "а любить балет ты можешь и просто так". Послушная дочь, я закончила институт, поступила на работу в библиографический отдел Театральной библиотеки, начала прилежно работать в Театральной библиотеке, в библиографическом отделе (ведь она находится на улице Зодчего Росси, в одном здании с Ленинградским хореографическом училище!). В общем, в 1991 году я решила узнать уровень своих знаний о балете, подала документы на балетоведческое отделение, и совершенно неожиданно для себя, поступила к Ольге Ивановне Розановой. Причем, поступала я в Ленинградскую консерваторию, а оказалась студенткой уже Санкт-Петербургской. Дело в том, что вступительные экзамены кафедра хореографии проводила в конце августа - начале сентября, аккурат после знаменитого путча. Вступительные экзамены были творческими: надо было представить несколько рецензий, написанных заранее; затем нам показали несколько видеофрагментов (был балет "Петрушка" с Рудольфом Нуреевым), дали пять тем, и за два - три часа надо было написать более - менее связный текст на одну из предложенных тем; завершал экзамен по специальности коллоквиум со всеми членами кафедры (а там были Н.А. Долгушин, Н.Н. Боярчиков, Г.А. Комлева). В общем, неожиданно (и очень приятно для себя) поступила.

Наш набор был четвертым по счету, и система балетоведческого образования уже несколько утряслась и стабилизировалась. И могу с полным правом сказать, что тот курс, который прошла я и мои коллеги, я считаю идеальным.

Во-первых, нас, теоретиков (да и практиков) было мало. И мы в полной мере оценили слова Никиты Александровича Долгушина, что у нас - "штучное образование", потому что занятия по специальности проводились в индивидуальном режиме: 3 - 4 студента на педагога.

Во-вторых, мы учились по отлаженной советским высшим образованием системе, в которую органично включались специализированные курсы.

В-третьих, все занятия (кроме наших, историко-теоретических) мы посещали вместе с будущими балетмейстерами, а общего и обще-музыкального профиля - и вместе с будущими оперными режиссерам. (И скажу, какая радость была для меня в этом году, когда я работала в экспертном совете "Золотой маски" увидеть спектакль моего сокурсника, оперного режиссера.).

Курс обучения был рассчитан на 5 лет. Предметы, которые мы изучали, я бы разделила на несколько блоков (как нынче принято выражаться в "образовательном тренде" - "модули"), пишу по памяти, вернусь домой - проверю по диплому. Учились мы действительно, с утра до вечера, ежедневно по 4 пары, с 11 утра до 18.30 вечера - как раз успевали перейти Театральную площадь и пойти на спектакли в Мариинский театр. А по субботам, по окончании занятий, в кабинетике Долгушина - видеосеминары (в 90-е годы далеко не у всех были видео и балетные видеотеки), которые проводили наши мастера и приезжавшие из-за рубежа специалисты. А еще помню чудесный семинар в "большой аудитории" - разваливающемся зале под самой крышей, в котором обычно репетировали оперные режиссеры, по истории балета и танца США! Лекции с невиданным прежде видеоматериалом нам читала Элизабет Кендел - это было вне нашего расписания, но на эти семинары приходили студенты абсолютно всех курсов.

1. Дисциплины специальные - практические, то, что можно назвать "танцевальная литература": классическое наследие (8 семестров), характерное наследие (8 семестров), историко-бытовое наследие (4 семестра), дуэтное наследие (2 семестра), балетная пантомима (4 семестра), советский балет (2 семестра).

2. Дисциплины специальные теоретические:

а) балетоведческие (только для нашей специализации): семинар по балетной критике (9 семестров), источниковедение (9 семестров), исторический семинар (4 семестра), история и теория музыкальной критики (3 семестра), основы клавира (2 семестра), основы партитуры (2 семестра), балетмейстерский анализ партитур (3 или 4 семестра), запись танца (факультатив)

б) теоретические для всех студентов кафедры хореографии: история балета (8 семестров), история музыки (8 семестров), сценарная драматургия балета (8 семестров), теория драмы (4 семестра), сценическое оформление спектакля (2 семестра)

3. Дисциплины гуманитарного цикла: история литературы (6 семестров), история театра (6 семестров), история живописи (6 семестров), история философии (4 семестра)

4. Ну и всякое прочее типа гражданской обороны (остаток советского прошлого), психологии, педагогики, иностранный язык (8 семестров). Истории КПСС, научного коммунизма, политэкономии и прочих политических дисциплин, к счастью, здесь я уже не застала (но в полной мере вкусила в первом институте).

В следующий раз поподробнее расскажу об отдельных курсах.

Tags: Долгушин Никита Александрович, Дунаева Наталья Лазаревна, Консерватория, балетоведение
Subscribe
promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 89
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments