bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

К предстоящей премьере "Щелкунчика" в Михайловском театре

Скоро, 12 декабря, в Михайловском театре состоится премьера "Щелкунчика", десятого балета Начо Дуато, поставленного в Санкт-Петербурге. Оформляет спектакль Жером Каплан. О себе, работе и "Щелкунчике" - в материалах, предоставленных Михайловским театром.



Над новой постановкой «Щелкунчика» вместе с Начо Дуато работает знаменитый французский сценограф Жером Каплан. Истинный парижанин, в декорации и костюмы к балету он вкладывают «семейную ностальгию» по русской культуре:

- Мне впервые представилась возможность работать в Петербурге, и я рад рассказать о себе. Я француз, живу в Париже. Но мой дедушка русский, он покинул Россию после революции, оказался во Франции и там познакомился с бабушкой. Таким образом, мое знакомство с русской культурой происходило в семье. В ее русской части всегда ощущалась ностальгия по русской культуре. Я был совершенно счастлив, впервые получив предложение из России: в 2011 году я работал в Москве в Большом театре вместе с Алексеем Ратманским над балетом «Утраченные иллюзии». И с огромным удовольствием принял предложение сделать декорации и костюмы для «Щелкунчика» в Михайловском театре. Думаю, Петербург - лучшее место для такой работы, потому что именно здесь родился этот балет, здесь он впервые был показан.

Я начал заниматься сценографией отчасти по воле случая, когда был еще совсем молодым. Свои первые декорации к спектаклю я сделал, когда мне было около двадцати лет. Конкурсный отбор в театральную школу прошел во многом благодаря случаю – пришел за компанию с другом. Это очень знаменитая школа, называется по имени улицы, на которой находится:  l’Ecole de la Rue Blanche (Эколь де ля рю Бланш). Оттуда вышли многие знаменитости, в основном, актеры, такие, например, как Фанни Ардан. Я прошел конкурс на отделение сценографии, хотя скорее думал заниматься живописью или иллюстрациями. Еще мне всегда нравилось делать маленькие вещи, и теперь я получаю большое удовольствие, делая театральные макеты, уменьшенную копию декораций. Когда я был маленький, думал о том, чтобы стать архитектором. Архитектура – очень увлекательное занятие, но для меня оно казалось слишком научным, быть архитектором – это почти то же самое, что быть инженером. Но креативная, творческая часть профессии не менее важна, и поэтому сценография в итоге оказалась очень логичным выбором для меня.

Первые декорации я сделал, еще учась в школе, и тогда же увлекся театральным костюмом. Очень часто в больших спектаклях за декорации отвечает один художник, за костюмы другой, но мне такой подход представляется ошибкой. Оглядываясь в прошлое, мы видим, что такие выдающиеся мастера, как, к примеру, Леон Бакст, делали и то, и другое. Возникает большее соответствие в эстетике, в колористическом и драматургическом решении. Есть масса преимуществ, когда один художник делает в спектакле все.

Сначала я работал для оперы, в разных городах, для разных фестивалей. Это и сейчас иногда случается. Совсем другая работа, очень отличная от музыкального театра – делать спектакли на драматической сцене. Периодически я получаю такие предложения. Это искусство не столь визуально богатое, более сдержанное. В музыкальном театре думаешь над визуальными эффектами, как правило, здесь несколько перемен декораций;  в драме нужно больше работать с текстом, с его смыслом, это требует больших интеллектуальных усилий. Но все-таки я больше люблю спектакли феерические, волшебные, магические – и это мне дает мир балета. Самые интересные предложения я получал из мира танца! Я люблю классический балет и современный танец в равной мере. Русский балет – что же тут говорить! – знаменит тем, что дает самые разнообразные эстетические впечатления.

Предложение работать над «Щелкунчиком» вместе с Начо Дуато я принял с огромным удовольствием. Именно здесь, в Петербурге, этот балет родился и впервые был показан. Для художника не может быть лучшего места, чтобы представить свою версию спектакля. Прежде я уже трижды делал «Щелкунчика», дважды в содружестве с хореографом Жаном-Кристофом Майо, причем в Монако мы сделали «Щелкунчика» в цирке.
Я очень хорошо знаю «Щелкунчик», который идет на сцене Мариинского театра; этот же спектакль перенесен на сцену театра Шатле. Я посчитал, что интересно будет поместить действие в годы, непосредственно предшествовавшие русской революции. Этот период мне кажется очень интересным,  это был момент, когда общество очень резко менялось. 1914 год - это узловая дата, тогда в России, в Европе, вообще в мире со всей определенностью произошел переход из XIX в XX век.

История «Щелкунчика» происходит в буржуазной семье в канун рождественских праздников. Мы видим юную девушку, девочку  - «Щелкунчик» возникает из ее сновидений. Но прежде идут бытовые сцены – праздничный вечер в богатой семье. Тогда в России был период расцвета ар-нуво. Я очень обстоятельно изучал этот стиль, старался найти различия в линиях, в эстетике ар-нуво в России и в других странах. Мой прадедушка интересовался этим стилем; художник-декоратор, он участвовал в движении, центром которого была знаменитая школа Нанси – школа декорационно-прикладного искусства, работал вместе с ее основателями Жаком Мажорелем и Эмилем Гале в 1900-х годах. Это тот период, который в моей семье знают неплохо, и мне интересно обратиться к нему и по этой причине тоже.

Время, предшествовавшее первой мировой войне, это точка перелома эпох. С одной стороны - Чайковский, а с другой - уже практически современность, и то и другое близко. Костюмы по своей эстетике еще не успели сильно отдалиться от XIX века, но уже можно предвидеть появление такого художника, как Начо Дуато, - современного, актуального хореографа. Мне, как сценографу, нужно найти точку равновесия, баланс между прошлым и современностью, между танцем и музыкой. Что бы мы не думали, но балет – это, прежде всего, музыка и танец. Что касается моего ремесла, я всегда считал, что моя главная задача – это создать подходящую упаковку, окружение, которое выявляло бы максимально ценность музыки и танца. Это непросто. Есть вещи, которые красивы, выигрышно смотрятся, но еще важно, чтобы они не стесняли хореографию. Основываясь на этом, я искал новое видение «Щелкунчика».

Первая сцена – это интерьер дома Маши (или Клары, как иногда называют героиню), богатый, в стиле ар-нуво, но вместе с тем сдержанный, светлый. Потом мы перемещаемся в пространство сна, в другой мир. В «Щелкунчике» всегда проблема найти эстетический переход между двумя мирами, я выбрал эстетику «папье декупе» (резаной бумаги). Она подходит и для реальности, и для новогодней сказки. Каждый акт должен иметь собственный характер, должна ощущаться разница двух миров, но в единых эстетических границах. И прием «папье декупе» – это очень по-детски и это очень отличается от реальности. Это сильная эстетическая позиция, которая определяет все направление. Если в «Щелкунчике» нет существенных отличий между первой картиной и последующим действием в мире снов, мне кажется, это стесняет балет. Очень важно их отличать – реальность и мечту.

Во втором акте важную роль сыграют предметы, сделанные в технике «папье декупе», которые помогут оттенить характер каждого танца.  Веер - он появится во время испанского танца; зонтик – очень большой зонтик, если сравнивать его размер с ростом персонажа;  змей, или восточный дракон, - он будет прогуливаться по сцене во время восточного танца, он тоже из бумаги и с позолоченными боками. По духу второй акт будет очень отличаться от первого. Еще одна причина, по которой я выбрал ар-нуво, связана с тем, что действие происходит в Петербурге, а русские, я заметил, испытывают ностальгию по дореволюционным временам. И иностранцы, которые сюда приезжают, тоже испытывают это чувство и ищут свидетельства той эпохи. Прекрасно было бы в театральной постановке вернуться в это время, которое, мне кажется, по духу очень соответствует музыке Чайковского.

Tags: "Щелкунчик", Дуато Начо, Каплан Жером, Михайловский театр, балет, пресс-релиз
Subscribe
promo bloha_v_svitere май 28, 2037 22:00 89
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments