Потом здание приглянулось (не будем уточнять - кому), и музей выселили в здание реставрируемых Крюковых казарм, при том, что не было даже проекта реконструкции и реставрации этих самых казарм применительно к будущему музею.
Процесс ремонта, переезда и нового размещения экспозиции был не самым легким. Заодно под суд отправили бывшего директора. Об этом много писали в прессе и клеймили-клеймили-клеймили... Ну а сам музей вроде как работает, но...
Ниже привожу письмо бывшего сотрудника музея, не доверять ему у меня нет оснований. По понятным причинам, имя автора я не называю, но я получила согласие на публикацию этого материала.
Информация изнутри, я несколько лет работал в музее, сейчас общаюсь с действующими сотрудниками. Общая мысль - беда-беда, и нет ей конца.
Итак, здание Биржи было в плохом состоянии (с западного фасада была значительная сквозная трещина, но маячки не лопались, трещина не росла). Была очевидной необходимость укрепления грунта и капитального ремонта, но денег не было. Здание было в непростом состоянии - отапливалось угольной котельной до переезда музея (зимой в фондах очень холодно, около 10 -12 градусов было, о каком температурно-влажностном режиме можно говорить), все стены в налете черной угольной копоти.
Богатейшая коллекция (по-хорошему, музей можно делить на военно-морской и гражданского флота, например, есть шикарная коллекция действующих моделей дноуглубительных машин, скафандров, графики, живописи, один Айвазовский чего стоит), очень многое НИКОГДА не выставлялось, не каталогизировано нормально. Часть коллекции хранилась в подвалах (ладно железки, хотя и они от влаги страдали, но там же хранилась часть мундиров (и кормила плесень . Музею было объективно тесно в старых стенах, но история с новым зданием не стала спасением, а стала БЕДОЙ.
Во-первых, здание крюковых казарм "реставрировали" для музея, не согласовывая ничего с самим музеем (а что и как вам нужно). То есть музей вообще не имел отношения ни к планам, ни к реализации.
Во-вторых, когда сотрудникам (хранителям фондов в первую очередь) показали свежеотремонтированное здание, то они увидели в помещениях ПЛЕСЕНЬ. Акты, микологи, обработка. Время, снова плесень. А в это время начали везти ящики с экспонатами (как их везли, лучше не знать).
В-третьих, в помещениях для работы находятся емкости с ядовитыми веществами системы пожаротушения (система спроектирована так, что эти емкости НЕ вынесены за пределы рабочих помещений).
В-четвертых, систем хранения экспонатов нет (то есть почти нет, некуда распаковывать).
В-пятых, украденные суммы потрясают (обычный бытовой фен для волос, необходимый реставраторам, стоит 40 тысяч по смете, шторы - на многие миллионы).
В-шестых, сотрудники. Часть была уволена после закрытия музея в стенах Биржи (смотрители, экскурсоводы). Часть осталась, но что это за люди... Они фанаты, профессионалы, почти все кристально честны, но все это глубокие пенсионеры (ВСЕ хранители уже давно пенсионного возраста). Они реально знают и любят коллекцию, они принципиальны и потому неугодны (например, отказались вскрывать ящики и помещать предметы в помещения, где и после 3-ей обработки растет плесень). Они сейчас уже не могут вскрывать ящики (так как не вся сумма была выплачена по страховке, страховка не действует, а экспонаты при переезде пострадали). Вскрыть ящик, достать поврежденный экспонат, заактировать состояние можно - но денег на ремонт по страховке не будет, а так просто их нет.
Москва делает вид, что все прекрасно. Поставлен новый "начальник" (ой, простите, директор, это я по старинке) с большими погонами и говорящей фамилией, его задача сделать все "шито крыто". Проблемами невозможности разместить музей в помещениях в таком состоянии стали заниматься ТОЛЬКО после комиссии музейщиков из Москвы (до этого была конференция, где был поднят вопрос, и музейщики приехали сказать свое веское слово). Начали что-то опять подмазывать... В итоге, новый начальник ходит с комиссиями и показывает, как все хорошо. Строптивые сотрудники говорят правду (а их грубо затыкают). Музея фактически нет.
Есть открытая экспозиция (лучше бы не позорились). Есть коллекции в ящиках. И сейчас не будет хранителей (например, обе сотрудницы фонда драг. металлов увольняются, другим хранителям хорошо за 70 лет). Грустно...
2014 год, объявленный Годом культуры шагает по стране. На очереди за Военно-Морским музеем - музей Арктики и Антарктики, расположенный в семи минутах ходьбы от Невского проспекта...
P.s. Дополнения от 26 февраля от
Надеюсь, дискуссия будет продолжена.
Journal information