bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Category:

"Тщетная предосторожность" в Михайловском театре. Часть 1: историческая

... это ужасно!..



Потому что полночи не могла заснуть: в голове звучала музыка балета - то чечетка, то главная тема любви Лизы и Колена, и то "поступь" дурачка Алена.

«Тщетная предосторожность» считается старейшим балетом, сохранившимся до настоящего времени: премьера его состоялась в 1789 году в Бордо в постановке известного французского танцовщика, хореографа и ловеласа Жана Доберваля. Как гласит исторический анекдот, мысль о балете пришла Добервалю в месте уединенном... Собственно, сохранился лишь сюжет – о двух деревенских влюбленных, которые смогли пожениться, несмотря на все предосторожности: заботливая мать, приберегая дочку для брака с богатым дурачком, запирает барышню в комнату, куда она чуть ранее спрятала возлюбленного. Кстати, сегодня этот балет имеет больше всего названий: "Худо сбереженная дочь", "Лиза и Колен", "Тщетные предосторожности", "Обманутая старуха", "От худа до добра всего один шаг". В Европах этот балет идет под французским названием "La fille mal gardee" (дорогие знатоки французского языка, простите за отсутствие палочек над буквами!), в России же со временем утвердилось название "Тщетная предосторожность".

Милая сельская идиллия за более чем 200-летнюю историю постоянно привлекала внимание всех хореографов. На русской балетной сцене «Тщетная предосторожность» ее ставили и Дидло, и Лев Иванов, и Мариус Петипа, а в советское и постсоветское время - Леонид Лавровский и Олег Виноградов (этот спектакль считаю очень и очень удачным, и невероятно жаль, что его "Тщетная" сошла с афиши. Балет всегда был любим и танцовщиками, и зрителями, которые, бывало слезами заливались, наблюдая как Фанни Эльслер кур кормит, а Матильда Кшесинская корм этим самым курам раздавала, скромно украшенная подаренными поклонниками бриллиантами. Да и после революции сюжет про деревенскую бедноту пользовался популярностью - все-таки отражение эпохи коллективизации, даже третий акт одно время был: у Лизы и Колена родился первенец и в честь вступления в колхоз красных крестин устраивали праздник. На Западе этот балет сохранился благодаря русским балеринам-эмигранткам – спектакль Лондонского Королевского балета 1960 года в постановке Фредерика Аштона консультировала одна из лучших русских Лиз – Тамара Карсавина, которая, несомненно, подарила постановщику, как минимум, старинную хореографию некоторых танцев главной героини и пантомимные детали, которые господин Аштон бережно вплавил в свою версию. Именно этот спектакль танцуют теперь и на площади Искусств в Санкт-Петербурге.

«Тщетная предосторожность» – спектакль замечательный во всех отношениях, и его появление в репертуаре Михайловского театра – поистине счастливое событие, особенно в преддверии дня смеха 1 апреля. Яркий, красочный, веселый и динамичный, в котором занята почти вся труппа. В нем легко впасть в детство, вспомнив школьные игры в «резиночку» и «змейку», представить себя в зоопарке и изо всех сил желать погладить по шелковой челке милейшую пони (кастинг лошадок проводил сам правообладатель), громкого хохотать в голос, глядя на уморительный танец петуха и четырех бройлерных курочек. Виртуозная классическая хореография обильно снабжена милыми пейзанскими деталями, которые ее усложняют еще больше – здесь танцуют со снопами, серпами, бутылками, лентами, маслобойкой и флейтой, выделывают балеринские па в деревянных сабо и летают на зонтике. Наивная архаика пантомимы оттеняется танцевальными ультра-си. Колен запросто, словно реактивный самолет, взмывает в воздух, чтобы, совершив какой-то особенный выворот, остановиться, как ни в чем не бывало: а я тут, мол, сено собираю. Или потрясающий по продолжительности апломб-трюк: медленное вращение стоящей в аттитюде на пальцах балерины, которая держится буквально за воздух – туго натянутые ленты в руках у ее подруг.

Да, кстати, единственный минус этого спектакля, даже не минус, а трансформация зрительского восприятия: чувствовала некоторую неловкость в сценах, когда крестьяне издевались над бедолагой Аленом. То, на что еще несколько лет назад даже бы не обратили внимания, сегодня воспринимается иначе. Но в 1960 году это был просто деревенский дурачок, над которым грех не посмеяться.



А про исполнителей 27 марта попозже опубликую, ладно?
Tags: "Тщетная предосторожность", Михайловский театр, балет
Subscribe
promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 91
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments