bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Историческая пятница. Животные в балете (продолжение). Третья серия

Продолжаем наше исследование, посвященное животным в балете.

Первая серия. Животные в виде чучел и люди, изображающие животных.
Вторая серия. Про ослов и коней.
Третья серия. Про животных более редких.

Помимо коней и ослов балетная сцена видывала много всяких разных животных.

Птицы

На балетную сцену выходили голуби. Так, говорили, что в балете Шарля Дидло "Зефир и Флора" живые голуби влекли колесницу Венеры.

Балетную сцену как-то раз осенила своим присутствием канарейка  - в балете "Видение розы". Леон Бакст, создавая декорацию, особое внимание придавал клетке с канарейкой, которая создавала уют и "атмосфэру". Он так бегал с этой клеткой, что надоел всем. А еще Бакст хотел, чтобы в клетке сидела живая канарейка, и даже купил пташку. Фокин же всячески игнорировал пернатую птаху, и пытался удалить ее со сцены. Но Бакст был хитрее: на премьере он притаился в кулисе, и уже перед самым началом спектакля водрузил-таки клетку с канарейкой к большой досаде хореографа. Но на последующих спектаклях Фокин бдил, и канарейку в "Видение розы" не допустил.

Присутствовали на сцене и птицы менее элегантные - курицы. В старой петербургской "Тщетной предосторожности" в эпизоде "В доме Марцелины" находились клетки с живыми курицами. Во время дебюта Ольги Преображенской в этом балете, который считался вотчиной Матильды Феликсовны Кшесинской, недоброжелатели Преображенской во время антракта открыли запоры и во время центрального эпизода - мечтаний Лизы о будущем - из клеток на сцену малограциозно выскочили куры, которые, разумеется, сбили дебютантку. Матильда Феликсовна свое участие в этой интриге отрицала.

Орнитологическую тему продолжу примером оперным: в московской Новой опере на премьере "Трубадура" в 2013 году на сцене был сокол, его даже вынесли отдельной строчкой в афише.

Раз есть охотничьи птицы, то нельзя обойтись без роскошных борзых, которые выходят на сцену Михайловского театра в эпизходе охоты в "Жизели"!

борзые

Оперно-балетную тему собак продолжит маленькая собачка, появляющаяся в Михайловском театре (любят там собак!) в первом акте оперы "Летучий голландец". Я была свидетелем как эту собачку отвозили домой на персональной театральной машине.

Про балетных козочек и козлов (ведь нынешний 2015 год - год Козы) я делала отдельный пост.

Эсмеральда-3

Экзотические животные.

Тут сразу вспомним про тигра, точнее, про тигру, которая сидела в клетке на "Спартаке" Георгия Ковтуна в Михайловском театре. Уж не помню солиста, танцевавшего партию Спартака на премьере, но он был отменно мясист, и одно из его соло проходило перед клеткой. Полосатая киса с большим интересом следила за ляжками и филейной частью премьера. Их отделяла только решетка...

тигра

А была еще и змея! В балете "Египетские ночи" Михаила Фокина Анна Павлова исполняла "Танец со змеей". Балетмейстер писал: "Желая вернуть к себе озлюбленного, отнять его от Клеопатры", Вереника - Павлова танцует со змеей в руках, извиваясь сама, как змея. Зная, что Павлова любит животных, я решил взять настоящую змею. Павлова любит и не боится животных, а я, наоборо, люблю их только на расстоянии и не глажу даже собак. Но для искусства!.. Для искусства я добыл настоящую живую змею, самоотверженно взял ее в руки, поднял над головой и стал показывать Павловой танец. Холодный пот выступил на моем лбу, когда под пальцами моей руки пробежали внутренности холодной змеи. Я чуть не лишился чувств, но геройски дотанцевал номер. Передал змею Павловой и побежал мыться. Павлова, "любимица животных", тоже без удовольствия взяла гада в руки, но, очевидно, не испытывала трагедии, которую пережил я. Кажется, после первого спектакля я отменил живую змею. Она не оправдала надежд. Обвила руку балерины и не пошевелилась. Так что вместо моей мечты - бутафорская змея из коленкора и ваты" (Михаил Фокин).

Вот вам Анна Павлова, только без змеи:

Павлова

Вошли в историю балета и слоны. Нет-нет, речь не о "Баядерке"! В 1940-х годах Джордж Баланчин испытывал финансовые затруднения и брался за любую работу, сочиняя танцы в различных шоу, мюзиклах и цирковых представлениях. Однажды Баланчин позвонил Стравинкому с предложением написать польку. "А для кого полька?" - спросил композитор. "Для слона, - ответил балетмейстер и уточнил - для молодой слонихи". Стравинский написал танец и посвятил ее "молодой балерине слонихе". Послушать "Слоновьи польки" можно здесь.

А для иллюстрации возьму милую фотографию, на которой Анна Павлова танцует со слоном - очень грациозное животное!

Слон и Павлова


Продолжение будет: никто так и не назвал "редкое" животное, которое выходило на балетную сцену и о котором я нашла чудесную историю в архиве!
Tags: Театральные курьезы, балет, история балета
Subscribe
promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 89
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments