Про булгаковские мотивы «Фауста» создатели постановки в Новой Опере заявляют сразу и недвусмысленно: наш театр находится неподалеку от места, где жил писатель. Режиссер-постановщик Екатерина Одегова и драматург Михаил Мугинштейн проецируют гуновского «Фауста» на «Мастера и Маргариту», и именно проекция становится главным лейтмотивом спектакля. Доктор живет в полуподвале какого-то коммунального дома, по лестницам и переходам которого постоянно снуют люди. В доме живет Клетчатый (Сергей Сатаров), персонаж без слов, пластический код которого, вихлястый, гротескный и в то же время необычайно элегантный, словно «отзеркаливает» Мефистофеля. Спектакль, с одной стороны,, эксплуатирует визуальный образ итальянского кинематографического неореалима, с другой – по-доброму иронизирует над стилем «большой оперы». Фауст (маленький и плюгавенький на вид) запросто из московского дома коммунального быта перепрыгивает в кукольный театр немецкого розового городка, шастает по супер-театральному волшебному саду с неестественно радостным идиллическим пейзажем, чтобы в финале вновь попасть в лабиринт лестниц и переходов коммунального ада - Тюрь му. Очень реалистические декорации коммунального бытия соседствуют с очаровательными перспективами XVIII века. Натурализм (почти физиологичное отрывание голов – прямо как у Булгакова!) соседствует с яркими театральными эффектами – раскрывающиеся черные пушистые крылья ночи в начале сцены «Волшебный сад», прямо-таки позаимствованы из opera-seria. В «Фаусте», как в пинг-понге, постоянно перекидываются подачами. В первом акте Клетчатый вырывает (почти с мясом) голову у быка, чтобы из порванных сосудов и артерий хлынуло вино, и кидает этой головой в остолбеневшего Валентина. В заключительном акте он вырывает голову у убитого Валентина, чтоб «дать подачу» невменяемой (она маловменяема с самого начала) Маргарите. Мефистофель показывает Фаусту героиню через волшебство камеры-обскуры. В заключительном акте «Тюрьма», во время монолога Маргариты Мефистофель, Марта и Клетчатый сидят в одной из лож, и камера проецирует на белоснежное платье Маргариты (юбка-солнце, которую героиня предварительно раскрывает) сцены из ее жизни… Маргарита (Елизавета Соина) ходит в строгом черном платье, словно выдрессированная горничная в богатом доме. Ее чрезмерная «отключенность» от мира, постоянное ощущение какой-то катастрофы и обреченности, наверное, что-то символизирует, но придает характеру однообразие. Фауст (Хачатур Бадалян) не впечатлил, наверное, из-за забавного типажа «маленький, но … [вырезано самоцензурой]». Особенно, на фоне роскошных по внешности и голосам Алексея Тихомирова (Мефистофель) и Алексея Богданчикова (Валентин).
"Фауст" в Новой Опере (24 ноября)
Про булгаковские мотивы «Фауста» создатели постановки в Новой Опере заявляют сразу и недвусмысленно: наш театр находится неподалеку от места, где жил писатель. Режиссер-постановщик Екатерина Одегова и драматург Михаил Мугинштейн проецируют гуновского «Фауста» на «Мастера и Маргариту», и именно проекция становится главным лейтмотивом спектакля. Доктор живет в полуподвале какого-то коммунального дома, по лестницам и переходам которого постоянно снуют люди. В доме живет Клетчатый (Сергей Сатаров), персонаж без слов, пластический код которого, вихлястый, гротескный и в то же время необычайно элегантный, словно «отзеркаливает» Мефистофеля. Спектакль, с одной стороны,, эксплуатирует визуальный образ итальянского кинематографического неореалима, с другой – по-доброму иронизирует над стилем «большой оперы». Фауст (маленький и плюгавенький на вид) запросто из московского дома коммунального быта перепрыгивает в кукольный театр немецкого розового городка, шастает по супер-театральному волшебному саду с неестественно радостным идиллическим пейзажем, чтобы в финале вновь попасть в лабиринт лестниц и переходов коммунального ада - Тюрь му. Очень реалистические декорации коммунального бытия соседствуют с очаровательными перспективами XVIII века. Натурализм (почти физиологичное отрывание голов – прямо как у Булгакова!) соседствует с яркими театральными эффектами – раскрывающиеся черные пушистые крылья ночи в начале сцены «Волшебный сад», прямо-таки позаимствованы из opera-seria. В «Фаусте», как в пинг-понге, постоянно перекидываются подачами. В первом акте Клетчатый вырывает (почти с мясом) голову у быка, чтобы из порванных сосудов и артерий хлынуло вино, и кидает этой головой в остолбеневшего Валентина. В заключительном акте он вырывает голову у убитого Валентина, чтоб «дать подачу» невменяемой (она маловменяема с самого начала) Маргарите. Мефистофель показывает Фаусту героиню через волшебство камеры-обскуры. В заключительном акте «Тюрьма», во время монолога Маргариты Мефистофель, Марта и Клетчатый сидят в одной из лож, и камера проецирует на белоснежное платье Маргариты (юбка-солнце, которую героиня предварительно раскрывает) сцены из ее жизни… Маргарита (Елизавета Соина) ходит в строгом черном платье, словно выдрессированная горничная в богатом доме. Ее чрезмерная «отключенность» от мира, постоянное ощущение какой-то катастрофы и обреченности, наверное, что-то символизирует, но придает характеру однообразие. Фауст (Хачатур Бадалян) не впечатлил, наверное, из-за забавного типажа «маленький, но … [вырезано самоцензурой]». Особенно, на фоне роскошных по внешности и голосам Алексея Тихомирова (Мефистофель) и Алексея Богданчикова (Валентин).
Posts from This Journal “"Фауст"” Tag
-
"Фауст". И еще "Фауст"
Так получилось, что с разницей в четыре дня довелось посетить две различных постановки этой знаменитой оперы Шарля Гуно - одну в Санкт-Петербурге,…
-
К премьере оперы "Фауст" в Мариинском театре. Пресс-релиз
Пришел пресс-релиз из Мариинского театра «Прекрасная музыка, таящая опасность». Премьера оперы Шарля Гуно «Фауст» на сцене…
Journal information