bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Мог ли Нуреев упасть в обморок (3 раза)?

Вчера юбилей у Нуреева был. 80 лет исполнилось. В Институте сегодня торжественно открыли фотовыставку, кто хочет может приходить посмотреть (бесплатно) по понедельникам, средам и пятницам с 11.00 до 17.00 до 30 апреля (если только нет мероприятий в Белом зале). Торжественность придавали выступления друзей и балетных критиков, знавших и видевших Нуреева еще здесь, в Ленинграде в 1958 - 1961 гг. Я тоже выступила в качестве историка б[алета].


Открытие выставки, посвященной 80- летию Рудольфа Нуреева в Российском институте истории искусств. Рассказываю о докладных записках, написанных руководителями театра в КГБ после "инцидента в Париже". #нуреев

В своем сообщении я процитировала объяснительные, которые руководители Театра оперы и балета имени С.М. Кирова писали в КГБ по поводу "инцидента в Париже". Эти документы я нашла в Центральном государственном архиве литературы и искусства (СПб). Сами понимаете, впервые такое случилось, и трясли руководство по полной со всеми вытекающими административно-политическими последствиями. Так вот, три объяснительные - и три совершенно разных характера. В одной объяснительной (парторг) грозно клеймит предателя и описывает его невыносимый независимый характер. Главный редактор театральной газеты пытается понять и рассказать о травле, которую организовали Нурееву люди, от которых он зависел в театре. Приводит даже слова Нуреева: "Когда я танцую, в актерской ложе сидели специально посаженные люди, они демонстративно смеялись над каждым моим промахом". И самая трогательная объяснительная - от директора театра Коркина (можете даже не сомневаться - его, конечно, тут же уволили за развал идеологической работы в театре). Коркин пишет о Нурееве как о сыне, да, о непослушном, дерзком, но с некоторой отеческой заботой, если, конечно, можно такого ожидать в жанре объяснительного письма для КГБ. Он пишет о своих неоднократных беседах с Нуреевым, о вразумлениях. О своем протесте по поводу решения отправить его в Ленинград вместо Лондона. Но он уже ничего не мог сделать. И, описывая события, которые разыгрались в парижском аэропорту, директор театра пишет, что Нуреев, услышав приказ возвращаться в СССР, "трижды падал в обморок".

Вот эта фраза "трижды падал в обморок" вызвала некое подобие дискуссии. Был ли Нуреев настолько уничтожен новостью, что "трижды падал в обморок" или директор театра преувеличил его страдания? Наверняка директор, по свойственной людям искусства склонности преувеличивать, несколько гиперболизировал: в его объяснительной достаточно четко прослеживается стремление насколько это возможно создать положительный образ Нуреева, в который трехкратное падение в обморок очень даже вписывается. Но падения в обморок, свойственные более чувствительным барышням, не очень соответствуют образу Нуреева - дерзкому, нахальному, который не лезет за словом в карман и тут на тебе, обморок!.. Да и свидетели этой ситуации про обморок не говорили. Про то, что он плакал и был потрясен - да; про то, что он сложил пальцы решеткой, показывая, что в СССР его ждет тюрьма - да, но не про обморок.

Но вот вы, мои друзья, допускаете ли возможность падения Нуреева в обморок (даже самого малюсенького, одного и очень кратковременного) при получении им известия немедленно возвращаться в СССР? Вспомните: 1961 год, пусть даже Хрущев с его оттепеллью, но с КГБ шутки плохи. И кто, как не сын политрабобтника, знал что означает бесстрастное, сказанное "сопровождающим": "Нуреев, пройдемте!.." Унижает ли образ великого танцовщика факт потери сознания в этот решающий день?
Tags: Институт истории искусств, КГБ, Мариинский театр, Нуреев Рудольф, СССР, балет, история балета
Subscribe

Posts from This Journal “история балета” Tag

  • Научно-курьезное содержание

    Если вы захотите узнать как Мариус Петипа откликнулся на первые Олимпийские игры современности; как Советский Союз принял участие в первом чемпионате…

  • Что бросали балеринам в Большом театре в XIX веке

    Продолжаю заметки о международной конференции к 200-летию Петипа. Чем "приветствовали" артистов. И речь здесь пойдет отнюдь не о моей…

  • Ну вот и отъюбилировали Петипа

    Ох, наюбилировались!!! Петипа может быть доволен - начествовали его по полной! Конференция в Академии русского балета получилась, как и все…

  • Дожили-таки! Петипа 200 лет!!!

    Вот и еще мой очередной профессиональный праздник - Мариусу свет Иванычу Петипа таки исполнилось 200 лет! Рада за него несказанно, и сейчас убегаю в…

  • "Мамзельная мадам первого сорта". Приглашаю на конференцию

    В среду, 18 октября 2017, в Институте истории искусств (Исаакиевская пл., дом 5) состоится научная конференция "Театры, которых нет". Начало в…

  • Диалоги о балете (1885)

    В Институте истории искусств готовится сборник "Театры, которых нет". Для него я собираю материалы о выступлениях Вирджинии Цукки в саду…

  • А вот книжек балетных кому?!

    В связи с благоустройством библиотеки, разобрала и расставила наконец-то книги по полкам. В процессе расстановки и систематизации (ах, мое…

  • Житие мое. Дела научные

    Кратко отчитываюсь. Я еще жива и мотаюсь между Питером и Москвой. Заранее прошу прощения у московских друзей, что не звоню и не встречаюсь - времени…

  • Сегодня в Консерватории

    Пришла в alma mater на ежегодную балетную конференцию, в новое здание бывших военных казарм. Сразу же окунулась в море звуков. Звучит многоголосица,…

promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 89
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments