bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Что бросали балеринам в Большом театре в XIX веке

Продолжаю заметки о международной конференции к 200-летию Петипа. Чем "приветствовали" артистов. И речь здесь пойдет отнюдь не о моей любимой теме про цветы, подарки и драгоценности, а о "наградах" иного, противоположного рода.

Московский Большой театр в XIX веке был щедр на угощения отличившихся артистов. Уж если хотели сделать обструкцию, то делали ее с большим удовольствием. О двух эпизодах рассказал Саймон Моррисон в своем докладе. В Москве в это время танцевала всеобщая московская любимица Екатерина Санковская с ангельской внешностью, но которая, как выяснилось, оказалась весьма склонна к жестоким интригам. Вот она (дитя непорочное!):



Москвичи ее обожали страстно, особенно нищие студенты, и вообще, Санковскую преподносили в истории балета как "балерину галерки", мол, она танцевала для прогрессивного студенчества, а не для завсегдатаев "бриллиантового ряда", типа, вся такая в доску демократическая. И ее поклонники устраивали всевозможные выходки, чтобы превознести Санковскую до небес. Она очень ревниво относилась к своему первому положению и, как утверждают злые языки, содержала клаку из студентов, которым раздавали бесплатные контрамарки, чтобы они громко приветствовали Санковскую и шикали ее конкуренткам.

В 1845 году в Москву была приглашена балерина из Дармштадта Луиза Вайсс (ее изображения не обнаружено). Дарований не самых изысканных, но, по многочисленным слухам, она была любовницей царевича Александра Николаевича (будущего императора Александра II), когда тот в начале 1840-х годов женихался в Дармштадте и откуда приехала наша будущая императрица Мария Александровна (та самая, чье имя носит Мариинский театр в Санкт-Петербурге). Приехала Вайс в Москву (в Петербург не решилась), и стала выступать в репертуаре Санковской, на что та реагировала весьма ревниво.

29 октября 1845 года Вайсс выступала в заглавной партии балета "Сильфида", а Санковской принадлежал почетный титул "первая русская Сильфида". Зрители аплодировали немке, клака Санковской пыталась зашикать. Балерину вызывали по одним сведениям 10 раз, по другим - 15. Во время последнего поклона в Вайсс из одной ложи прилетело яблоко. По одним сведениям - целое и даже "огромное", по другим - огрызок (были собраны даже кусочки от него в качестве вещдока). По одним сведениям, оно ударило балерину в грудь так сильно, что "если бы попало в голову, то убило бы ее", по другим - не причинило никакого вреда. Потрясенная балерина отказалась танцевать в Большом театре. А саму Санковскую, чтобы успокоить общественное мнение, сослали... в Петербург на несколько выступлений.

Вторая история была похлеще эпизода с яблоком.

В 1848 году в Москву прислали Елену Андреянову, любовницу директора императорских театров Гедеонова. Это была своеобразная ссылка: в это время в Петербурге с триумфом танцевала Фанни Эльслер, и русской балерине с ней было невозможно тягаться. Вот портретик Елены Андреяновой (извиняйте за маленький размер).



Видите, взгляд отнюдь не самый кроткий, характерец вздорный чувствуется. Вздорность ея доходила даже до того, что она могла запустить в директора императорских театров башмаком! В общем, приехала любовница директора мешать Санковской царствовать в Москве. Решила Катюша Леночке досадить в ее бенефис. Булгаков, главарь клаки Санковской (а по другим сведениям - главарь клаки балерины Ирки Матиас) за 450 рублей договорился с купцом, что тот во время поклонов швырнет балерине пакетик. Впоследствии купец утверждал, что он и знать не знал что находится в этом пакете. А в пакете была... дохлая кошка черного цвета, а к хвосту была привязана записка "Первой танцовщице". Балерина, разумеется, разрыдалась, у нее началась истерика, а некоторые свидетели утверждают, что она упала в обморок. Полиция задержала преступника. Андреянова отказалась продолжать спектакль. Публика махала чепчиками и носовыми платками, и вызвала балерину 15 раз по окончании спектакля. Булгакова же сослали на Кавказ... А Андреянова вскоре получила отставку от директора императорских театров, уехала в Париж, где умерла в возрасте 37 лет.

А по окончании прекрасного доклада я его дополнила вишенкой на тортике. В Российском государственном историческом архиве я увидела милые стихи, посвященные "инциденту с кошкой", которые и зачитала. Вот эти стишки:

Друзьям мертвой кошки:

Вчера вся публика и даже все артисты
Восстали вдруг щитом танцовщицы своей
И вы осталися так гадки и нечисты
Как то животное, что бросили вы ей!
Она останется талантливой артисткой,
Хоть вам ее талант, как на глазу бельмо
И ваш поступок черный, низкий
Кладет на вас самих позорн6ое клеймо.

***

Не лей ты слез твоих напрасно
Не сыпь ты жемчуга души,
Храни святыни дар прекрасной
И перед Богом не греши!
Ужель невежда, раб, татарин
В плаще наемного глупца
Иль имянитый русский барин
Унизить может дар Творца?
Нет, слез не лей ты, Бога ради
Артистки гордость сохрани
И подлость, сделанную сзади,
В лицо пятою подави!

А третья история случилась относительно недавно, в Петербурге, и многие были ее свидетелями. В 1990-е годы фаворитке тогдашнего главного балетмейстера Мариинского театра во время выступления в "Лебедином озере" швырнули на сцену красиво упакованную сухую корягу вместо букета цветов. Тоже было расследование. Но о его результатах я ничего не знаю. А фаворитка еще долго танцевала.

Tags: Андреянова Елена, Вайсс Луиза, Петипа Мариус, Санковская Екатерина, балетоведение, история балета, котики, подарки
Subscribe

Posts from This Journal “история балета” Tag

promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 89
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments