bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Categories:

"Город над вольной Невой...": песни о любимом городе вчера и сегодня

Сразу скажу - не знаток я песенной лирики. Но с детства помню "Город над вольной Невой", "Дремлет притихший северный город, низкое небо над головой...", "Когда-то в далеком военном году, под гром канонад у страны на виду...", и песню про атлантов Эрмитажа: "Когда на сердце камень, и холодно в груди". Мы, дети, с огромным удовольствием учили эти песни и с насладением их пели, без какого-либо понукания. Помню и как совсем недавно пытались создать текст к Гимну Великому городу. Вроде даже ничего получилось...

Сейчас в школе поют другие песни про Петербург. Вот один из "шЫдевров".

"Дядя Петя" Игоря Шевчука (слова), Евгении Зарицкой (музыка) в исполнении группы "Саманта". Вроде бы хорошая патриотическая идея: воспеть наш прекрасный город чистыми детскими голосами. Но какая же получилась пошлость! Если бы умела, вставила бы сюда кадр из рязановского фильма "О бедном гусаре замолвите слово", когда губернатор разрешает Настеньке исполнить песню с многозначительным комментарием: "Тема хорошая".

Песенка начинается поэтично: солнышко встает, согревает город, детям не сидится дома, они бегут на прогулку по городу, восхищищаются его красотой и задают вопросы. Например, такой: "Как же им ням-ням, каменным коням, кто это придумал нам?". 

И я задумалась... Даже не могу представить: какого возраста ребенок это спрашивает. Или моя четырехлетняя дочь ЕЩЕ не способна так сформулировать вопрос, или мой шестилетный сын УЖЕ такого не задаст? Между тем, вопрос этот вокально озвучивают учащиеся начальной школы, т.е. возраста от семи до девяти лет. И я до сих пор не могу поверить, что учащийся начальной школы будет говорить маме в стиле полуторогодовалого младенца: "Мама, хочу ням-ням...". Вероятно, это ктому - насколько дебилизирует наша российская школа? Допустим, дети из ансамбля "Саманта" (или все-таки автор текста?) пребывают в ясельном возрасте, поэтому они и выражаются краткими определениями действия типа "ням-ням".

Но вернемся все-таки непосредственно к тексту. Еще раз вдумайтесь: ребенок спрашивает (в переводе с игорешевчуковски): "Мама, как эти каменные кони едят? Кто до такого додумался?".

А мама бойко отвечает:

Дядя Петя, дядя Петя!
Триста лет тому назад
Чудеса придумал эти...

Тут голова зачесалась у меня еще больше (пойду, пожалуй, ее вымою). На конкретный вопрос ребенка: "Как едят каменные кони?", мама выдает ответ: "Триста лет тому назад некто придумал эти чудеса". Что, с психологической точки зрения говорит об АБСОЛЮТНОМ НЕПОНИМАНИИ мамой элементарных вопросов ее собственного ребенка. Наверное, сюда лучше психолога позвать, но я сейчас переключусь на другое, у нас все-таки диспут на литературный сюжет.

"Дядя Петя, дядя Петя!" - это тот самый "некто", кто засовывает "ням-ням" в глотку несчастных каменных лошадок. Так кто ж этот жЫводер?! И тут выясняется любопытная подробность: этот самый "дядя Петя", "говорят, был царем". О как! То есть имеется клинически необразованная мама (или она недавно ЕГЭ по истории сдавала?), которая не знает - был ли такой царь Петр? Или она знает некоего "дядю Петю", о котором говорят, что он был царем. Из какой Кащенки или Скворцова-Степанова или с какой Канатчиковой дачи убежала мама вкупе с дядей Петей? Тут, если бы я владела принципами монтажа, сделала бы так: разрывается компьютерный экран и вылезает боярская рожа из "Ивана Васильевича", который меняет профессию и злобно кричит мне в лицо: "Царь-то - ненастоящий!!!".

В общем, постепенно клиническая картина выясняется: есть некто дядя Петя, который триста лет тому назад придумал эти чудеса (фокусник что ли?), который был царем (как говорят!) и был всюду первым с малых лет.

Далее мы застаем дядю Петю в трудовом процессе - он работает на лесоповале ("бревна сам стругал"), подрабатывает кузнецом ("сам рукой подковы разгибал"). Где же столько возможностей для плодотворной деятельности? Не иначе как этого дядю Петю услали в Сибирь. 

А дальше - совершенно гениальная фраза, чудесная строчка! Я понимаю, что поэты обладают душой возвышенной, и они не особенно вникают в "спесифисисськие" особенности некоторых профессий. Но я обрыдалась от восторга, пытаясь представить себе следующий трудовой процесс:

ПРИБИВАНИЕ МАТЧ К ПАРУСАМ!

Имейте в виду - голову я уже помыла! Значит так, мы имеем:

- парус
- мачту
- кулак

Берем парус в одну руку. Мачту в другую. Или мачту кладем на землю. Или прислоняем ее куда-нибудь, да хотя бы к тем коням каменным, которые ням-ням... И дальше - кулаком, методично, прибиваем МАЧТЫ к ПАРУСАМ! Да, не забыть бы еще сначала к этой мачте отправить маму с тряпкой для вытирания пыли, потому что несчастному дяде Пете пыль летела в его усы. Вот, собственно, этот гениальный пассаж, чтоб удостоверились, что я ничего не придумала:

Дядя Петя бревна сам стругал,
Сам рукой подковы разгибал.
Мачты к парусам
Прибивал он сам,
Только пыль летела по усам!

Ребенок, выслушавший рассказ, проникается величием дяди Пети (его он уже называет "дядя Петь"), хочет, как он, стоять за штурвалом корабля...

Слушайте, а, может, сюда вкралась ошибка, и вместо "дядя Петя" надо петь "дядя Вова"?!

Далее у меня возникли серьезные опасения относительно и половой принадлежности этого самого ребенка, задающего вопросы. Сначала он себя относит к мужскому полу, поет: "Вот бы мне ТАКИМ стать...", а строчкой ниже он уже женщина: "мне б царицей стать!".

И апофеоз - предел стремлений подрастающего поколения:

Мне б царицей стать.
Красотой блистать!
Где корону мне достать?

То есть маму (а, значит, и те, кто РЕКОМЕНДУЕТ ЭТУ ПЕСНЮ К ИСПОЛНЕНИЮ В ШКОЛАХ!) ничего не интересует: кто нее родился - мальчик или девочка. Ее не интересует будущее ребенка, т.к. единственное желание чада - блистать красотой, судя по отсутствию продолжения текста, мамой поддерживается полностью. Поэтому надо срочно "доставать корону". Я так полагаю, дядя Петя приедет с лесоповала и "достанет"...

Вот такая милая незатейливая песенка про Петербург, распеваемая ансамблем со знаковым названием (для тех, кто был пионером в 80-е годы) "Саманта".  Песенка ИЗУЧАЕТСЯ И ИСПОЛНЯЕТСЯ в школах на уроках музыки...

Да, у каждой эпохи свои песни...

И, конечно, для тех, кто знает и любит историю Петербурга, непонятно - про каких все-таки коней идет речь?
Медный всадник открыт в 1782 году по приказанию "тети Кати"
Если имеются в виду кони на Аничковом мосту - то это уже "дядя Коля" (первый) постарался.
 
P.s. Вот, собственно, текст:
«Дядя Петя»
Слова: Игорь Шевчук, музыка: Евгения Зарицкая
Исполняет: группа «Саманта» (взято отсюда)


Утром рано солнышко встает,
Городу улыбки раздает
Снова по домам
Не сидится нам,
Тянем на прогулку наших мам.
Что это за купол золотой?
Что это за кони над рекой?
Как же им ням-ням,
Каменным коням,
Кто это придумал нам?

Припев:
Дядя Петя, дядя Петя!
Целых триста лет назад
Чудеса придумал эти,
Был Царем он, говорят!
Дядя Петя, дядя Петя!
Всюду Первый, с малых лет.
Лучше города на свете
Просто не было и нет!

Дядя Петя бревна сам стругал,
Сам рукой подковы разгибал.
Мачты к парусам
Прибивал он сам,
Только пыль летела по усам!
Вот бы стать таким, как дядя Петь!
За штурвалом в море песни петь!
Мне б царицей стать.
Красотой блистать!
Где корону мне достать?

Припев

Pps. Евгения Зарицкая (автор "шедевра") - заслуженный работник культуры России, Указом президента Российской Федерации награждена Медалью Ордена за заслуги перед Отечеством II степени (2010).

Tags: "Дядя Петя", Зарицкая Евгения, Петр I, Санкт-Петербург, Шевчук Игорь, ансамбль "Саманта"
Subscribe
promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 91
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments