bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Category:

"Жизель" в Мариинском театре. Оксана Скорик и Тимур Аскеров

Октябрь на дворе дает незапланированные прибавления к музыкальной партитуре в виде кашля по всему театральному залу. Блоху не миновала участь сия. Но т.к. партитуру "Жизели" она знает наизусть, поэтому Блоха знала, в какие моменты ей можно и нужно кашлять. Но, на всякий случай, просит прощения у соседей по ложе бенуара.

В связи с большими планами руководства балетной труппы на госпожу Скорик, которую прочат в балерины, Блоха решила посетить рядовой спектакль и полюбопытствовать: какова она, потенциальная балерина. В нагрузку к ней был Тимур Аскеров, весьма полезный танцовик, как бы его аттестовали в эпоху Мариуса Ивановича Петипа.



Итак, блошиные предрассудки перед посещением балета: госпожа Скорик - танцовщица из разряда ординарных с хорошими данными (после просмотра "Кармен"). Господин Аскеров - весьма красивый танцовщик, с хорошей школой, но каким-то банальным танцевальным мышлением, ставящий превыше всего "сделать красиво". Если читатели (буде таковые имеются) ждут от Блохи продолжения в стиле: "И вот, сегодняшний спектакль показал неожиданное преображение этих танцовщиков", то не дождетесь!

Хотя, конечно, следует признать животворящую силу отличного педагога - Реджепмырата Абдыева! Блоха имеет счастье быть чуть-чуть с ним знакомой, и ее подкупает отношение господина Абдыева к "своим мальчикам" - он их обожает, как собственных сыновей, переживает за них, как мать, когда ее ребенок учится ходить, гордится ими, как директор школы, воспитавший плеяду золотых медалистов. А как он смотрит спектакли с участием своих учеников! Порой на господина Абдыева смотреть интересней, чувствуется, как он внутренне собирается перед сложным движением своего воспитанника, и как он искренне радуется, когда все сделано замечательно!

Так вот, свидетельствую - школа Реджепмырата Абдыева потихоньку (очень потихоньку) делает из господина Аскерова человека сцены. Конечно, танцовщику еще надлежит избавляться от множества танцевальных комплексов, среди которых главный - боязнь быть естественным, но первые сантиметровые продвижения на этом пути Блоха увидела. Буду последовательна.

Итак. Альберт Тимура Аскерова, как водится, бесконечно влюблен в себя. Он не преследует цель незаметно пробраться в деревню и тихонько переодеться в домике, он торжественно вбегает на сцену, делает в центре паузу (вероятно, предполагалось, что в этом месте будут бурные аплодисменты - их не было), а затем, послав картинный поцелуй, скрывается в арендованном домике. Костюм крестьянина для него - один из приколов его пресыщенной жизни. Избалованный сынок богатых родителей, жизнь его расписана поэтапно, поэтому интрижка с деревенской девчонкой для него хоть какое-то развлечение (не все же на кадиллаках гонять и стрелять в воздух). Он обожает себя в этой новой одежде, и жестом капризного повелителя жизни велит оруженосцу убираться подальше: "Не мешай мне веселиться, изверг!" (с). В облике крестьянина он остается графом со всеми своими хорошими манерами, и просто удивительно как Жизель недотумкала, что ручки ей целует отнюдь не сборщик винограда... В пантомимных эпизодах господин Аскеров был весьма традиционен, но в принципе, эта традиционность с подчеркнутой слащавостью и красотой манер играла на образ (может, конечно, образ этот нечаянно сложился): светский лев, без каких-либо целей и устремлений в жизни, нашел очередное развлечение - милый крестьянский маскарад и девочка-простушка с перспективой сеновала. Хотя, может, он и Жизель оба разыгрывали некую любовную игру, включающую элементы пейзанства? Ибо и Жизель Оксаны Скорик придерживалась определенных правил игры, выдавая среднестатистичную наивность. Эта "наивность" достигла кульминации в эпизоде с платьем Батильды: госпожа Скорик мяла бархат, словно покупательница в купеческой лавке, проверяя его на сминаемость, ворсистость и мягкость, а руки ее достигли подмышки Батильды. Невеста графа обернулась, с точки зрения Блохи, отнюдь не вовремя и прервала это увлекательное путешествие: впервые с начала спектакля Блоха с интересом следила за действиями балерины и мысленно делала ставки - дойдет госпожа Скорик до экспертизы сережек в ушах Батильды или не дойдет.

В сцене сумашествия Блоха очень любит смотреть на Альберта - именно в этот момент многое в творческом вИдении партии артистом (если, конечно, таковой имеется) становится понятным - любит ли он Жизель, насколько любит, его реакции на происходящее. Наблюдениями за господином Аскеровым Блоха осталась довольна - возникшие в первых эпизодах догадки подтвердились полностью. Этот Альберт и не собирался жениться на Жизели, он даже не был в нее влюблен - он вообще вряд ли может быть влюблен в кого-то другого, кроме как не в себя. Ему ужасно неприятна возникшая ситуация, тем более, такая малоэстетичная. Он остается во время сцены сумасшествия исключительно для того, чтобы убедиться, что наваждение пройдет, Жизель поправится, а он спокойно вернется к Батильде - зачем ему все эти потрясения на его графскую попу...

Кстати, Блохе очень понравился момент-диалог с Батильдой. Когда Жизель распускает волосы и валится в приступе безумия, господин Аскеров делает движение корпусом по направлению к Жизели, дорогу ему преграждает Батильда (Екатерина Михайловцева), и она движениями своего корпуса вторит движениям Альберта, словно пытаясь скрыть соперницу. Было замечательное столкновение их взглядов, которое длилось чуть длиннее, чем это происходит обычно (но в таких паузах и возникают особенные артистические моменты), в этом взгляде Батильда поняла, что жених ей изменил, и это понимание и привело ее в расстройство.

Этот Альберт хочет быть первым во всем. И даже в сцене сумасшествия он вступает в молчаливое соперничество с Гансом. В эпизоде, когда Жизели слышатся голоса, и она сначала бежит по направлению к Альберту, потом - к Гансу, эти двое пристально следили друг за другом. Жизель бежит к Альберту, Ганс (Дмитрий Пыхачов) ревниво на это смотрит и облегченно вздыхает, когда она проходит мимо графа. Жизели что-то почуялось в другой стороне, она бежит по направлению к Гансу, Ганс сначала бросает короткий победный взгляд на Альберта ("Вот видишь, она ко мне бежит!"), а Альберт в этот момент в ярости стискивает кулаки, и расслабляется только тогда, когда и Гансу не удается прикоснуться к героине. Нет, в принципе, сцена сумасшествия Жизели с точки зрения мужского исполнения получилась очень и очень даже ничего!

Но в финале, конечно, господин Аскеров не мог отказать себе в удовольствии красиво убежать, предварительно накинув на плечи красный плащ, который эффектно развевался.

Да, в Мариинском театре наступил кризис танцовщиков? Купировали крестьянское pas de deux: неужели все отбыли в декрет?! Замечу также, что шесть подружек Жизели творили echape' каждая в своем биоритме.

Во втором акте сплошное безобразие - Дарья Васнецова в партии Мирты. В ней не было главного: величия и непреклонности. Она, конечно, старалась это изобразить, но не было ни царственной осанки, ни "вилисного" поворота головы. Вообще, складывалось ощущение, что у нее жестокий остеохондроз. Первая вариация Мирты - призрачная и прозрачная, здесь скользит потусторонняя тень. Классные балерины (а партия Мирты все же - балеринская!) в скачках в арабеск чуть склоняют голову к плечу, этим создается несколько меланхолический облик, и голова у них активно "проворачивается" (уж простите мне этот жаргон), следуя по направлению руки. Госпожа же Васнецова лишь лениво переводила голову слева направо, и не было ни одного потустороннего оттенка. Во второй вариации entrechats six почему-то изъяла и продемонстрировала entrechats royal. Все же, если балерина не может исполнить entrechats six, то пусть и не берется за партию Мирты. 

Относительно же главных исполнителей - здесь все было весьма и весьма трафаретно и традиционно. Если в первом акте у господина Аскерова были некие индивидуальные моменты, то второй акт надлежит еще расчищать от штампов. Блоха бы посоветовала больше экспрессии, не бояться швырять свое красивое тело на пол в пластических рыданиях: а то нелепо смотрится Альберт, осторожно укладывающийся на пол в усталой позе после предсмертной вариации. Причем, господин Аскеров, с точки зрения Блохи, злоупотреблял процессом "постепенного укладывания", повторяя этот маневр несколько раз: после вариации, в коде и в финале балета.

Госпоже Скорик Блоха бы посоветовала убрать весьма некрасивый элемент. Заключительная часть большого адажио, когда танцовщик проносит балерину, а она плавно встает в арабеск вышла не самой эстетичной в связи с непонятным желанием балерины делать подготовительное перед пролетом plie' на пальцах. Из-за этого она технологически себя лишила толчка, который бы облегчил партнеру ее "воздушный пронос" и сделал бы это перемещение еще более воздушным. А так, после plie' на пальцах, не возникает толчка, начинающего полет, бедный кавалер вынужден на себе вытаскивать балеринское тело, и теряется эфирность этой очень красивой поддержки...

Как уже поняли мои читатели, ничего концептуально интересного во втором акте не было. Исполнение - на уровне. На уровне первых солистов.

Да, балерина, как показалось Блохе, вообще переоценивает свои скромные таланты. Закончив адажио (перед выходом Аскерова на мужскую вариацию) балерина, как и положено, упорхнула в кулисы. Аплодисменты были самые незначительные. Однако госпожа Скорик решила, что она станцевала выдающеся и зал просто рушится от аплодисментов. Поэтому она, нарушив всевозможные этико-художественные нормы, решила выйти на поклоны (чего в этом па де де не делается!). Ну не то чтобы совсем уж поклоны, но выбежать из кулис в центр сцены, встать в красивый арабеск и убежать легкой тенью, - в этом госпожа Скорик не смогла себе отказать. Ситуация получилась преидиотической: балерина выбежала на сцену в полном молчании зала (напомню, аплодисменты по окончании адажио были ниже среднего, ладно-ладно, потешу самолюбие госпожи Скорик - средние), растерянные зрители, увидев то, что не должны были видеть, удивленно хлопнули еще пару раз. И балерина удалилась в кулисы под стук собственных туфель. Скромнее надо быть...
Tags: "Жизель", Абдыев Реджепмырат, Аскеров Тимур, Васнецова Дарья, Мариинский театр, Скорик Оксана, балет
Subscribe
promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 91
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments