bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere

Пушкинские горы. День второй. Петровское и Михайловское

Еще накануне вечером пошел снег. Утром перед окном была красивая белая поляна. Дети, проснувшись, восхищенно замерли: "Ах, какая красота!". А Александра сокрушенно пробормотала: "Как жаль, что мы не взяли санки..."

Дивный завтрак с домашним йогуртом, собственным хлебом и милым детским уголком:

И спешим на экскурсию (это наша усадьба)

По дороге встретили живую природу. Дети решили насладиться идиллией. Но природа почему-то не разделяла добрых чувств, главарь пошел на нас в атаку, Никита пулей влетел в машину и громко расплакался...

Подъехали к пушкиногорскому культурно-экскурсионному центру. Знатное помпезное здание, так напоминающие Дома Советов на центральных площадях столиц дружественных социалистических стран:

Здесь мы встретили нашего экскурсовода. Татьяну. Бедняга, она, вероятно, ежедневно слышит вместо приветствия: "Итак, она звалась Татьяна...". Между тем, наш экскурсовод - Татьяна Павловна, а Ларина была Татьяной Дмитриевной.

Первым делом поехали в Петровское. Решили начать в исторической хронологии. Петровское - усадьба, основанная прадедом Пушкина - знаменитым арапом Петра Великого Абрамом Петровичем Ганнибалом. Эти земли он получил от дочери своего крестного отца - императрицы Елизаветы Петровны. Отчество его - Петрович - дано Петром I, крестным отцом. Сам Абрам Петрович здесь бывал очень редко. После своей смерти поделил вотчину между четырьмя сыновьями. Это сельцо досталось второму сыну Петру Абрамовичу Ганнибалу, собственно, в его честь деревня и названа Петровское. Дома все, конечно, новодел: крестьяне, благодарные Советской власти за данные им земли, в 1918 году все усадьбы в округе радостно сожгли. В Петровском восстановлено два дома: один, поменьше, - Абрама Петровича, второй - побольше - его сына. В 2009 году администрация Заповедника запретила фотосъемку в интерьерах музея, поэтому лишь кратко назову то, что запомнилось мне и моим домочадцам.

Дом Абрама Петровича Ганнибала, восстановленный на старом фундаменте.

Дом небольшой: наверху три комнаты - кабинет-приемная, спальня и детская, внизу: просторная кухня-столовая. В кабинете-приемная детям, показывая на сундук XVIII века, рассказали о чемоданах той эпохи. Детей заинтересовала круглая форма сундука - ведь его так легко катить с горы. В спальне развеялся миф о прекрасной Наташе Ртищевой (Ирина Мазуркевич), возлюбленной Ибрагима (Владимира Высоцкого) в фильме "Как царь Петр арапа женил". Не было никакой белокурой Наташи, а была сначала гречанка Евдокия Диопер, которая родила мужу совершенно белую девочку и за факт прелюбодеяния (а не знал Абрам Петрович законы генетики, может, дочь-то и его была) была заключена в монастырь, но развода он не получил. Потом сошелся с немкой Христиной. И лишь после того как она родила сына Ивана, вполне черненького, он решил, что Христина - девушка порядочная, и осчастливил ее женитьбой (предыдущий брак так и не был ликвидирован, но что с него возьмешь - эфиоп...). В детской комнате детей очаровали деревянная лошадка (Александру) и модель парусника (Никиту). Никита смотрел на парусник такими глазами, глядя в которые камень бы заплакал и подарил Никите эту модель. Добрых сотрудников пронял этот взгляд. Они разрешили нам сфотографировать парусник.

Перед тем как попасть в большой дом Петра Абрамовича, дети увидели лисичку. На них она произвела самое большое впечатление. Лисичку сфотографировать не успели: дети вопили от восторга, рыжая барышня быстро убежала по своим неотложным лисьим делам.

В большом доме Петра Абрамовича детям запомнился "слоник" из герба рода Ганнибалов, папе - икона Спаса Нерукотворного, купленная в Италии, мне - бутылка с четырьмя горлышками в спальне Петра Абрамовича. Бутылка очень удобная: в одну бутылку вмонтировано четыре маленьких, таким образом, можно вливать сразу четыре сорта наливок. Ладно, нарушу собственное инкогнито, помещу свою фотографию, дети - в поисках лисички.

Затем поехали "в гости к Пушкину", в Михайловское.

Ель стоит перед дворцом,
А под ней - хрустальный дом,
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!

Дом не хрустальный, белка уже давно не живет. Надо попросить Петергоф взять шефство над Михайловским.

Дуб зеленый. Ой, уже не зеленый.

Цепь тоже стырили. А вот домик для кота ученого имеется. Кот, вероятно, уехал на научную конференцию.

Потом вышли на берег реки Сорости. Уже не первый раз в Михайловском, слышала, наверное, четырех экскурсоводов. Все, с разной степенью выражения, читают одно и то же (вероятно, это им вменено методичкой):

Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер подвижные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крытаты...

Потом мы искали место, чтоб пообедать. Поехали в известный ресторан "Лукоморье", где встретили прелестную табличку из советских времен:

Но мы нашли кафе "Святогор", и как только мы туда вошли, началось:

Но мы успели спрятаться в кафе, пообедать и выйти на солнце, купили у бабушек цветочки

И самый младший член семьи возложил цветочки на могилу Александра Сергеевича со словами: "Спасио за стихи"!

Потом была еще поездка в Новоржев, но об этом отдельно.

Tags: Алтун, Михайловское, Петровское, Пушкин, Пушкинские горы, дети, отдых, путешествие, семья
promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 91
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…