bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Category:

Джон Ноймайер в Петербурге. День второй и день третий. "Дама с камелиями" в двух составах

Блоха должна признаться: "Даму с камелиями", этот культовый и один из самых знаменитых балетов Номайера, она видела в первый раз. Ни по телевизору, ни на диске, ни даже на видеокассете она его не смотрела. И очень хорошо! Потому что уверена - получила бы весьма скептическое отношение.



"Дама с камелиями" из тех спектаклей, что смотреть надо "живьем". Вообще-то, смотреть "живьем" надо все, что удается. Ибо я все-таки скептически отношусь ко всяким там "тонким энергиям", "флюидам" и "вибрациям", но они все же существуют. Сам спектакль - из разряда классических психологических драмбалетов. То направление, которое благополучно изжили в советской хореографии после быстрого, короткого и блестящего взлета ("Бахчисарайский фонтан", "Ромео и Джульетта", "Лауренсия") и похоронили "Родными полями" и "В порт вошла 'Россия'". А в творчестве Джона Ноймайера это направление развивается весьма гармонично. Может, и развивается потому, что он не зацикливается исключительно на драмбалетах, а работает в самых разнообразных направлениях. 

Что и говорить, Ноймайер - живой классик и великий мастер. Он прекрасный драматург, режиссер и поэт эмоций. Он внятно рассказывает языком танца любовную историю, проводит параллели и вводит персонажей, которые углубляют авторский замысел (такой режиссерский приемчик!), переводя сюжет из одной плоскости в зазеркальную реальность. Он умело распределяет танцевальную материю, вводит туда пантомимные "склейки" и цементирует потрясающей актерской игрой. Трехактный классический балет на три с лишним часа смотрится практически на одном дыхании. Но живьем. Если бы Блоха увидела это на видео, она бы разочаровалась.

Классический танец торжествует в своей классичности, изощрен в поддержках и оригинален в вариациях. Пантомимные эпизоды продуманы, выстроены, исполнительница роли Нанина - Миляна Врачарич (горничная Маргариты) заслуживает высшей премии как актриса драматического театра! Вторая линия балета-романа - "спектакль в спектакле" на тему "Манон Леско". В каждом акте в момент возрастания драматического напряжения возникает образ Манон Леско и кавальера де Грие как зеркальное отражение эмоций, владеющих героями. Литературные персонажи персонифицируются с главными действующими лицами и предсказуемо являются их вторыми "я" или глубоко залегающими мыслями, которые на самом деле оказываются очень поверхностными ассоциациями. Игра в эти ассоциации разгадывается быстро, что значительно повышает уровень IQ каждого индивида, сидящего в зрительном зале.

Отличны смены планов, ракурсов и вообще, драматургия - весьма киношна. Спектакль начинается с эпизода распродажи имущества умершей Маргариты, грузчики-погрузчики выносят последние воспоминания. В квартиру врывается Арман, вспоминает счастливые дни и падает, как подкошенный (он вообще в спектакле много падает - такой эмоциональный). Затем спектакль ведется словно двумя голосами - воспоминаниями Армана и его отца, в конце к ним подсоединяется голосок Маргариты. Эпизоды сменяются очень быстро, просто киношная панорама смены сцен, костюмов (только в первом акте главная героиня появляется в 4 роскошнейших туалетах!). Да, художник по костюмам - Юрген Розе - выдающийся мастер своего дела, Блоха бы ему выдала а костюмный "Оскар"!

В центре каждого акта - любовные дуэты Маргарита и Армана. Их три, у каждого свое настроение. Первый: игривый по содержанию, трагический по подтексту. Маргарита дразнит Армана, понимая, что у ней с ним нет никаких шансов. Второй, конечно, радость взаимной страстной и открытой любви. Третий (в третьем акте, соответственно), так называемый "черный" дуэт окрашен горечью неизбежного трагического расставания. Идея довольно банальна, но верно передает концепцию хореографа-режиссера: три стадии развития одного чувства.

Первый спектакль танцевали Диана Вишнева и Александр Рябко. Вишнева Блохе показалась чрезмерно порывистой, нарочито аффективной. Вообще, аффект и нарочитая страстность в первый вечер Блохе в душу не запали - слишком много было всего. И складывалось ощущение, что госпожа Вишнева так и хочет всем-всем-всем разъяснить какая она великая драматическая балерина. Что, впрочем, и так в доказательствах не нуждается. Сознательная акцентуализация эмоциональных состояний, с надавливанием, с нажимом. Ее Маргарита кашляла натуральным кашлем; так заламывала руки, что казалось: они сейчас оторвутся; обнималась до хруста ребер партнера. Нет, Блоха ни в коем случае не хочет принизить великую балерину - роль Маргариты очень "вишневская", но исполняется она в традициях советской хореодрамы, словно "Бахчисарайский фонтан". В первом дуэте госпожа Вишнева кажется значительно старше Армара, просто какая-то мамочка. Во втором дуэте, какой бы он ни был лирический-прелирический, госпожа Вишнева оставалась прима-балериной Мариинского театра, не готовой пожертвовать собственным величием ради сбалансированности эмоциональных переживаний. 

Ее партнер - Александр Рябко - чудесный танцовщик! Блоха им восторгалась. Особенно, когда он вставал подле динамиков и вдохновенно что-то творил лицом... В первом акте он напоминал молодого породистого пса, впервые вышедшего на охоту - счастлив, влюблен, восторжен. В обморок падает часто и натурально. Но как он незабываем в эпизодах на просцениуме, т.е. где он стоит у колонны и мечтает о Маргарите, вспоминает счастливые моменты или читает ее дневник. Дневник он читает добрую треть заключительного акта. Так как Блоха сидела в непосредственной близости от артиста (на расстоянии 1 метра, смотреть здесь), она наслаждалась переливами его мимики. Справедливости ради Блоха заметит, что и артист, выступавший во втором составе, отразил все те же переливы мимики, из чего можно сделать вывод - это школа Ноймайера. Но т.к. господин Рябко был первым, посему он и завоевал право первой ночи первого впечатления, которое остается в памяти как образец для последующих сравнений. Странно, но госпожа Вишнева этим правом в сердце Блохи не воспользовалась.

Ибо сильные впечатления после первого спектакля перекрыла трактовка роли Элен Буше во втором спектакле. Это, вероятно, было то самое "аутентичное исполнение", полное нюансов и полунамеков. Блоха приготовилась поскучать все три акта, но очень быстро у нее в носу засвербело, глаза увлажнились, и далее она, без всяких отклонений на второстепенных персонажей, смотрела только на Элен Буше. Это была удивительная трепетность! Не красавица (гамбургский вариант Виктории Терешкиной), но безумно очаровательна! Как она боялась прикоснуться к Арману в первом дуэте - понимала, что через прикосновение привяжет его к себе. Как нежна и трепетна она была во втором дуэте. Как гипнотизировала взглядом, сидя на скамейке, в третьем акте. Вот прямо эта картина вспомнилась: 



загадочная, страдающая, как она за каждым его движением следила! Как дрожала рука, сдерживаемая, чтоб не запустить пальцы в его кудри! Сколько говорили ее глаза - эта диагональ взглядов между Маргаритой и Арманом не прерывалась ни на мгновение. Никоим образом Блоха не хочет сказать, что Маргарита госпожи Вишневой была неинтересной, но она была - более предсказуемой. Во втором спектакле Блоха следила за развитием намеков, полувзглядов, полудвижений.

И вот, честно, если Блоху спросят: хочет ли она еще раз посмотреть этот спектакль, Блоха ответи: "Нет, не хочу!". Потому что если она вновь увидит эти полунамеки, то будет глубоко огорчена, ибо ей в этот вечер казалось, что это - живое дыхание удивительного сотворчества, которое повторить нельзя. А если такое можно повторить, то это будет ремеслом.
Tags: "Дама с камелиями", "Дягилев P.s.", Буше Элен, Вишнева Диана, Врачарич Миляна, Михайловский театр, Ноймайер Джон, Рябко Александр, балет
Subscribe
promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 91
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments