Затем и.о. Председателя комитета по культуре Б.А. Илларионов зачитал приветствие от Президента. Ничего там особенного не было, всякое "бла-бла-бла" про важность традиций и поддержку талантов. Но, вероятно, сам факт наличия приветствия от президента добавляет баллов в копилку мероприятия. Ведь не каждое мероприятие удостаивается приветствия от главы государства. В зале кто-то верноподданнически хлопнул. Аплодисменты (если их можно так назвать) были не в пример тише предшествующим, посвященным памяти Долгушина. Спасибо еще, что не свистели - так и передайте президенту.
Затем Начо Дуато по бумажке на английском прочел тоже что-то про достойную смену, поиск талантов и смотр мастеров искусств.
Потом показали небольшой фильм. Госпожа Фрадкина его анонсировала как "нелегкий труд и свободный полет вдохновения". Качество было отвратительным - весь видеоряд расплывался. Достали (честно!) фанаты, хлопающие при появлении на экране великих. Что, спокойно посмотреть нельзя?
Потом начался концерт. В первом отделении танцевали дети. Не думаю, что надо всерьез расписывать - что у кого есть и чего у кого недостает (прыжок, вращение или еще чего-нибудь). Все-таки это дети, и все-таки это ученики. Но: практически все маломузыкальны! Музыка меняет темпо-ритм, темпо-ритм исполнителя не меняется. Практически ни у кого нет ощущения пространства: толкутся на пятачке в центре сцены, практически ни у кого нет желания почувствовать волю вольную на просторах большой сцены - все, словно зажаты рамками класса. Мальчиков мало с красивой фигурой. В большинстве своем - невысокие, с короткими ножками, большой головой. Но прыгучие. Один - прыгает легко и красиво, экстерьер ну сильно подкачал, а уж вращения, эх, бяда!.. Рук на вращении не держит, о работе корпуса где-то чего-то слышал. А ведь какие раньше чудесные мальчики были из Новосибирска, с каким поставленным вращением, как они благородно начинали вращения!.. Правда, и было это, ой, мамочки, в конце 80-х - начале 90-х годов. Сейчас у юного дарования при вращении руки кривые, ни одной позиции я там не узрела, форма безобразная. Получилось, что вариация в его исполнении распалась на две половины: прекрасные высокие прыжки с бесшумным приземлением, а в части, где вращения - кранты... Очень милая барышня из Молдовы в баланчиновской вариации из Pas de deux на музыку Чайковского. Правда, всю вариацию протопталась на одном месте в центре сцены (это к вопросу о невладении сценическим пространством), но была весьма изящна и на удивление - танцевальна (редкое качество в нынешнем театре). Единственный мальчик показался в современной хореографии - в ней можно было скрыть отсутствие выворотности, тяжелый прыжок и гулкое приземление, а также показать успехи в акробатике: очень прилично выполнял колесо на одной руке. Видно, что в Красноярском хореографическом колледже пристальное внимание уделяют физкультуре. Студентов Академии Русского балета встречали бурными аплодисментами, что, честно говоря, несколько обидело Блоху как зрителя. Блоха, конечно, понимает, что дома и стены помогают, но получилось как-то уж очень демонстративно по отношению к другим участникам смотра. Петербургские студенты станцевали премиленькое трио "Океан и Жемчужины" - поистине жемчужина танцевального Серебряного века! Ах, эти прелестные профильные позы, изнеженность движений, игра в модерн!.. Номер прекрасный, как хорошо, что его вспомнили и отрепетировали. Класс исполнения, конечно, на порядок выше. Но тогда уж и замечаний надо побольше, что ли. Мальчик в прыжках позы недостаточно хорошо фиксировал (вариация построена на очень красивых изломанных позах в прыжках), а танцевал с осторожностью пожилого ревматика. Барышни как-то незатейливо перевели свою танцевальную партию во что-то веселенькое в стиле якобсоновских "Кумушек", хотелось бы больше изысканности и рафинированности. Ну а если честно, вариацию двух жемчужин смотреть отстраненно не могу: всегда перед глазами стоит трактовка в исполнении артистов Мужского балета Валерия Михайловского*.
Во втором отделении танцевали признанные мастера. В Большом классическом pas de deux на музыку Обера Олеся Новикова казалась Снежной королевой. Выверенные классические па, чистейшее исполнение, все - с благожелательной улыбкой, но ощущение - будто боится уронить корону. В отличие от нее Леонид Сарафанов предстал мальчиком Каем, радостно рассыпающим солнечные лучи. Член жюри Гран при Денис Матвиенко скинул официальный костюм и вышел на сцену в трусах, исполнив pas de deux Дианы и Актеона (партнерша Оксана Бондарева. Балерина станцевала среднестатистически, показав, что вагановскую комбинацию (тур в воздухе ан лер) с последующим двойным туром сегодня не может выполнить классно никто, увы. В коде она уверенно закрутила двойные фуэте, но Блохе показалось, что исполнители выбросили целую танцевальную комбинацию - высоченные взлеты партнерши в руках кавалера. Может, они и были, но, значит, прошли как-то незаметно для Блохи. Господин Матвиенко крутил в воздухе неведомые комбинации, которые графически можно изобразить так: ___@___& %%%%%. Расшифровка символов: ___ - прыжок - летит; @ - закручивается так; ____ - снова летит; & - закручивается другим образом. %%%%% - это восхищенные аплодисменты и вытаращенные глаза зрителей. Адажио из "Лебединого" - оно и есть адажио. "Серенада" из балета "Кантата" Бигонцетти в исполнении Ивана Васильева и Натальи Осиповой из категории "Нести тяжело, бросить жалко". Поставлено в стиле итальянского неореализма, с максимально плотскими итальянскими взаимоотношениями, выматывающими, страстными до дрожи, с мачистскими приемами. Господин Васильев даже не подпрыгнул. А аплодисментов было все равно много.
Завтра будут раздавать награды. Будут танцевать много интересного и концептуального: "В лесу" Начо Дуато в исполнении учеников Академии русского балета имени Вагановой, его же pas de deu из "Спящей красавицы" (Новикова и Сарафанов), фрагмент "Виолончель" из "Многогранности" (Шемиунов, Яппарова), фрагмент из его же "Прелюдии", а также хореографию Клюга (Денис Матвиенко) и вновь "Серенаду" Бигонцетти. Но Блохи завтра на спектакле не будет, поэтому она с удовольствием прочитает впечатления у своих друзей. Пишите, друзья, пишите!
Как всегда, отличные тексты у Богдана Судите строго. О первом вечере и о втором вечере.
________________________________________
* Мужской балетный коллектив, знаменитый исполнением женского классического репертуара - на пуантах, в полном соответствии с хореографическим текстом, без малейших технических поблажек. Серьезный подход к женскому репертуару, тщательная отделка каждого движения и строгое воспроизведение особенностей женского исполнения дает гомерически смешной эффект.
Journal information