bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Categories:

Блоха в театральном свитере. Театр балета имени Леонида Якобсона. 17 декабря.

Андриан Фадеев, чье назначение год назад на пост художественного руководителя Театра балета имени Леонида Якобсона вызвало шумную реакцию, провел нечто вроде творческого отчета. Андриан Фадеев представил вверенный ему коллектив в цикле «Роден», являющийся своеобразной визитной карточкой театра, и возобновил балет «Клоп». Блоха, побывавшая в «Балтийском доме» 17 декабря, вспоминала эпизод рязановского фильма «Старики-разбойники», когда музейная смотрительница рассматривает "возвращенного" Рембрандта, и с чувством произносит: «После реставрации картина стала намного лучше!».

И хотя статуса премьеры удостоилось лишь возобновление после более чем 10 лет забвения балета-плаката, «Родена» тоже в полной мере можно отнести в категорию «дебюта»: практически все исполнители в этот вечер исполнили свои партии в первый раз. Цикл «Роден» по мотивам скульптур великого французского ваятеля, сочиненные Леонидом Якобсоном в 1959 году, потрясли советский балетный мир неожиданностью пластического решения и взорвали сценическое бытие невероятной страстностью и эротичностью, которых, как известно, в СССР в то время не было. Очень точную оценку этой хореографии дала балетный критик Ольга Розанова, определив творение Якобсона как «грехопадение Терпсихоры». Действительно, Якобсон первым из отечественных балетмейстеров эпохи социалистического реализма вкусил запретный плод танцевальной телесности и чувственной раскрепощенности. Хруст разгрызаемого яблока и недвусмысленная эротика были настолько вызывающими, что обкомовские блюстители нравственности запретили исполнять хореографию в облегающих трико, создающих иллюзию обнаженного тела, и велел задрапировать артистов в туники.

Впрочем, большинству современных исполнителей «Родена» эти туники были бы очень кстати – эротический градус творения Якобсона был близок к температуре на улице. «Вечная весна» казалась интерпретацией встречи Лизы и Колена с их наивно-радостным взглядом на мир.  Танцовщики резвились, аки зайчики на залитой солнцем лужайке, активно изображая "эскимосский поцелуй", когда северные аборигены при встрече трутся носами. В томном «Поцелуе», казалось, граф Альберт выпрашивал у Жизели дозволения чмокнуть ее в щечку. «Вечный идол», удивительнейшее танцевальное воплощение затаенной страсти и нежности, предстал балетной версией медицинского осмотра: «Дышите! Не дышите!». Знакомый тут же подхватил: "Диагноз - плоскостопие!".  И совсем уж катастрофическим был "Минотавр и нимфа". Исполнители испытывали явные проблемы технического плана, танцовщику не удалась добрая часть сложнейших поддержек, но которые чрезвычайно важны, так как они являются смысловой опорой дуэта, весьма приблизительно истолкованная хореография, исполнение без того "нерва", который можно почувствовать даже в записи, когда этот номер исполняют Алла Осипенко и Джон Марковский (собственно, это исполнение и являтся эталонным, и увы, недостижимым). 
Из миниатюр роденовского цикла захватившего без каких-либо условий - «Паоло и Франческа» с Людмилой Мизиновой и Ян Намом. Станцовано так, что совершенно были незаметных хореографические технологии, с полузакрытыми глазами, с блаженной полуулыбкой. Знаменитые любовники, убитые в мгновение наивысшей страсти, они в нем застыли, их объятия словно зацементированы нежностью и упоением друг другом, их не в силах разделить даже адский вихрь. Не о посмертных мытарствах танцуют они, а о вечно длящемся моменте любовного экстаза. 

«Клопа» возобновили со смаком. В театр пригласили «аутентичных» якобсоновцев, составивших первый костяк труппы – Александра Степина, Валентину Петрову, Татьяну Квасову. Молодые танцовщики с энтузиазмом принялись за освоение знаменитой сатиры Леонида Якобсона. От их похвального усердия якобсоновская сатира превратилась в цирковую буффонаду. Маяковский пучит и таращит глаза, словно больной базедовой болезнью; матросики вихляют попками, наподобие утят из знаменитой итальянской песенки. Впрочем, центральной паре отрицательных персонажей – Илья Осипов (Присыпкин) и Наталия Злобина (Эльзевира Ренессанс) удалось верно расставить танцевальные акценты, а роковая красотка Эльзельвира вышла очень даже изящной пародией на современных светских львиц.

Первый год директорствования господина Фадеева отчетливо продемонстрировал главный художественный тезис руководителя – приоритет хореографии Леонида Якобсона. А также высветил человеческие, а не начальственные стороны его натуры: здесь нашел свое место Артем Пыхачев, почему-то оказавшийся ненужным в Михайловском театре; после службы в рядах армии смог восстановиться и вернуться к профессии Сергей Уманец; Фадеев не побоялся обновить практически на 100% состав «Хореографических миниатюр», доверив сложнейшие партии вчерашним ученикам; пригласил репетировать спектакли «якобсоновцев» первого набора. И вечер в «Балтийском доме» обнаружил столь редкие в современном балетном менеджменте трепет и уважение к великим предшественникам.

Tags: "Клоп", "Хореографические миниатюры", Театр имени Якобсона, Фадеев Андриан, Якобсон Леонид, балет
Subscribe
promo bloha_v_svitere май 28, 2037 22:00 91
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments