bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Category:

Блоха в театральном свитере. "Евгений Онегин" в Михайловском театре

И хотя премьера состоялась уже два месяца назад, Блохе только 20 декабря посчастливилось попасть на спектаклт (в ноябре ЕО не давали). И все эти два месяца она усердно сдерживалась, чтоб не читать прессу и мнения о спектакле. Потому что перед премьерой из группы Михайловского театра ВКонтакте понесся поток негативной информации от заядлых театралов, которые "романа не читал, но осуждаю". Вот что за удовольствие полоскать спектакль, которого еще не видели, заранее навешивая на режиссера гору ярлыков! Единственное, что зацепила Блоха - это черно-белость постановки. От пронзительного белого цвета в первом акте к сумраку черной-черной комнаты в заключительном.

Блоха не является дипломированным музыковедом, она не может разобрать оперу (любую!) от косточки до косточки и даже не причисляет себя к истинным меломанам (как будто имеются неистинные меломены?). Скажем так: посмотрела спектакль "по работе". Ну до чего ж у меня все-таки замечательная работа!

Жолдак сразу "отыгрывает" увертюры. Музыка рисует эмоциональное состояние каждого акта, Жолдак тут же вводит в сюжет. Белая-белая комната, дощатый пол. Всё действительно белое, как в передаче, которая называлась, кажется, "Чтобы помнили": там задумчивая блондинка-ведущая с придыханием звонила в как бы запыленный звонок, оказывалась в белой комнате, словно покрытой слоем мела и вела задушевный рассказ о деятеле отечественного кино-тетрального искусства. Но в ЕО Жолдака никаких придыханий нет. Татьяна решительно прорезает сцену. Вслед за ней те же движения повторяет маленькая смешливая девочка. В соответствии с музыкальным нагнетанием, в комнате начинается беготня девочки и двух служанок с ведрами, суета, девочка шалит, опрокидывает ведро, из него сыпятся черные бусины, словно дробины. Конечно, на фоне белейшей комнаты эти первые предвестники черного кажутся дробиной слону...

В этом спетакле нет милых подробностей туриста, посетившего Михайловское и Тригорское. Нет даже намека на "амбар" Вульфов, воспроизведенный в добросовестно-гигантской манере в спектакле Мариинского театра. Просто комната. Белый дощатый пол. Камин и стулья. Время действия совсем не пушкинское, скорее - чеховский "Вишневый сад". Эти ассоциации усугубляет нелепый старичок с явным психическим расстройством - этакий пантомимный Фирс. Он все делает невпопад, он живет своим ритмом и даже во второй картине откликается на реплику "Отдай же внуку своему", и забирает письмо Татьяны из рук Няни. Татьяна и Ольга - вовсе не томные провинциальные барышни, а бойкие и гарные дивчины, тяготящиеся чрезмерной опекой матери. В этом спектакле вообще нет идиллии. Ни с кем и ни у кого. Нет умилительного единения Лариной с крестьянами: войдя в комнату, "народ" выстраивается по периметру стен спиной к хозяевам, а не возглас "Веселитесь!" угрожающей единой массой идет вперед, словно танк и с надрывом "веселят" хозяйку. "Я не способна к грусти томной" у Ольги звучит не как шутливая зарисовка, на словах "Меня ребенком все зовут" Ольга разве что глаза не закатывает, изображая крайнюю степень неведения домашних о ее истинном поведении. Мамаша докучливо пристает к Татьяне, а та ей огрызается, отвечая с вызовом: "Я здорова!" и разбивает огромную вазу, стоявшую на пьедестале. В спектакль введен карлик: что-то вроде Черномора душ главных героев, который с каждым действием отращивает бороду, в соответствии с постепенным погружением в пучину чувств и поступков, совершаемых главными героями.

Тут у Блохи пришли свои ассоциации, в связи с полотнами Грёза, в стилистике которого частенько изображали пушкинскую Татьяну. А у Грёза частенько барышни изображались с разбитыми кувшинами. И, помнится, мне очень нравилось высказывание какого-то искусствоведа, говорившего: "Мы, конечно, понимаем, что девушка плачет отнюдь не по разбитому кувшину...". В общем, Блоха поняла, что свой "кувшин" Татьяна разбила уже давно. И вообще, мать ее раздражает своей гипер опекой, и на невинный вроде бы вопрос Лариной: "Отчего бледна ты", Татьяна сквозь зубы отвечает: "Очень интересно то, что читаю..." (разумеется, в руках нет никакой книжки и она так и не появилась). Мамаша тоже, конечно, не идеал. Если по классическому либретто Ларина и Филиппьевна варят варенье, то в спектакле Жолдака, похоже, или гонят самогонку, или наливочки отведывают. Потому что к приезду Ленского госпожа Ларина преизрядно набралась, вследствие чего сцена приезда гостей получилась презабавная.

Режиссура Жолдака подразумевает иное смысловое истолкование канонического текста. Музыка та же, текст тот же, но меняются интонации и мизансцены - и получается совершенно другой спектакль! Суматоха, вызванная стремлением Лариной скрыть свое опьянение, калейдоскопическая суета мгновенных режиссерских выпадов, приводящих к первой реплике заглавного героя (отнюдь не конфузящегося): "Я очень, очень рад!", обращенной к ... карлику. Квартет главных героев начинается идиотично-абсурдно: все четверо стоят у стены - Онегин, Татьяна, Ольга, Ленский. Онегин, стоя рядом с Татьяной, издевательски спрашивает у Ленского: "Скажи, которая Татьяна?" - и квартет приобретает весьма циничный оттенок: так на деревенской дискотеке пацаны, стоящие у стенки, обсуждают достоинства сельских красоток. 

Татьяна не сильно ломается перед Онегиным и, намекнув на то, что она "читает много", глазами сделала предложение зайти и оценить ее библиотеку. Онегин - ну просто граф Кролок из "Бала вампиров" - такие же эффектные появления, также одет во все черное, и взгляд такой же снисходительно-понимающий к женским слабостям. Обменявшись согласными взглядами, Татьяна и Онегин убегают в ближайший кусты. Взаимоотношения Ленского и Ольги не оставляют сомнения в их неплатоническом характере. Но, когда Ларина делает попытку найти Татьяну, Ленский и Ольга покрывают влюбленную парочку, они выпихивают мамашу в другую комнату, припевая: "Я вслед за вами!", придерживая дверь, чтоб мать не вышла. В конце картины Филиппьевна, словно Ванга, зрит и понимает все, ее плач по Татьяне - плач матери по ушедшей навек дочери: "Моя голубка, глазки опустив...". Из многочисленных ваз высыпаются черные бусины. По скользской дорожке черных страстей пошли все...


Что-то я подустала. Короче надо быть. Пойду спать. Если хотите таких же детальных подробностей - свистите. А я пока обдумаю как коротенечко о главном сказать.

Окончание первого акта здесь.

Tags: "Евгений Онегин", Жолдак Андрей, Михайловский театр, Человек в железной маске, опера
Subscribe
promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 91
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments