bloha_v_svitere (bloha_v_svitere) wrote,
bloha_v_svitere
bloha_v_svitere

Categories:

"Дон Кихот", опера Массне в Мариинском театре

"Дон Кихот" - отнюдь не балет Минкуса, а опера Массне, сочиненная для Федора Шаляпина. Мариинский театр очень верно распорядился субботним спектаклем, поставив его на 17.00, продолжительность - 2.30 + 15 минут опоздания Валерия Гергиева (но ведь только 15 минут!). Здорово, что такая опера есть теперь в репертуаре театра. Только, конечно, неминуемы сравнения с балетом. Из "балетных" действующих лиц здесь только Дон Кихот (бас), Санчо Пансо (баритон), Россинант и осел. Дульсинея хоть и имеется, но дрянь она преизрядная, и в категорию "прекрасной дамы" (того лирического образа, воплощенного в балете) не помещается никак. Дон Кихот - действительно главный персонаж, а не странный старикашка на периферии балетного действия. И еще (к чему Блоха очень неравнодушна): "Дон Кихот" Массне - опера низких голосов, а Блоха особое предпочтение отдает басам и ммм! баритонам! "Дон Кихот" - просто пир духа: Дон Кихот (бас), Санчо Панса (низкий баритон, я даже думала, что это бас, но прочитала, что баритон), Дульсинея - контральто. Надо сказать еще, что бас здесь - исключительно главный герой, ему не противовопоставлен никакой лирический тенор-душка (как, скажем в "Фаусте" Гуно), ни на кого другого не отвлекается внимание. А уж то, что на премьеру пригласили Ферруччо Фурланетто - тройное спасибо! 

Жанр оперы - героическая комедия, но собственно комедии здесь маловато. Оперная ирония не нашла подкрепления в режиссуре, особенно в сцене с разбойниками. Это ж чистейшая пародия на театральные штампы про "великую силу искусства духа". Она дает такой простор режиссеру хотя бы тем, что главарь разбойников - декламационная партия, при по-хорошему извращенной фантазии тут можно было бы столько замутить! Однако вся режиссура господина Янниса Коккоса сводится, по большому счету, к традиционной разводке. Главная режиссерская находка: окружающий мир представлен глазами самого Дон Кихота. Персонаже на сцене - словно призраки в больном мозгу бедняги-рыцаря.  Какой-то принципиальной режиссуры (как, скажем, в "Евгении Онегине" Михайловского театра) здесь не наблюдалось. Некоторые замеченные и запомнившиеся "режиссерские решения": использованы традиции английской маски (Пролог перед "Мышеловкой" в "Гамлете") - пантомимно-танцевальные персонажи несколькими пластическими штрихами прочерчивают действенный сюжет оперы. Но эти пластические переклички только намечены и в дальнейшем не сильно развиты. 

Сценография "прогрессивна", черно-белая гамма декораций и огромная раскрытая книга (она то в центре, то сбоку) - как литературный символ. Кстати, и книгу можно было поинтересней обыграть. Например, в балетном "Дон Кихоте" был пролог, в котором главный герой читал книги, которые оживали и наполняли его комнату. Вот если бы из этой книги и появлялись призраки, населяющие мозг Дон Кихота, - тогда эта книга имела бы больше прав на сцене. С другой стороны, самую гениальную книгу на сцене сотворил Вирсаладзе - в "Легенде о любви": ее створки открывались, выпуская со страниц героев, и в финале герои опять уходили "в книгу", в легенду...  Компьютерные проекции дополнят визуальные образы. Они великолепны в сцене битвы с ветряными мельницами: лопасти крутятся и слева и справа, и даже спереди и сзади, зрительское ощущение: кажется, что ты сам находишься в центре между этими страшными крутящимися лопастями. Волей-неволей согласишься с Дон Кихотом, что это злобные великаны.

Толпа жутковата, хористы в белых масках, крутится высоченная (в два человеческих роста) Дульсинея, к которой обращается четверка возлюбленных. Но оказалось, что есть "нормальная" Дульсинея, а это - ее пластический эквивалент, после первой картины на сцене больше не появляющаяся (вероятно, кавалер отказался ее таскать на плечах). Сама Дульсинея (Анна Кикнадзе) вокального впечатления не произвела, частенько ей с трудом удавалось пробить оркестр. Один из четырех поклонников (Хуан) тоже показался не в голосе, хотя Блоха не берется утверждать: она не такой знаток оперы, но некоторое вокальное несоответствие музыкальной теме она ощущала.

Фурланетто - главная вокальная звезда. Это действительно великий артист. Не буду вдаваться в тонкости интерпретации, скажу только, что этим басом наслаждаешься, погружаешься, он невероятно проникновенен и лиричен. В сцене с разбойниками, которые его приговорили к смерти, Дон Кихот молится. Его молитва без внешних эффектов, кроткая и словно потусторонняя, исполняемая человеком, который не только не старшится умереть, а словно бы уже давно находитося за другой чертой. Эта молитва в исполнении Фурланетто пробирает до костей, до слез именно своей отрешенностью и надмирностью. У Блохи, конечно, небольшой оперный опыт, но бас, который невероятно лиричен в трагическом эпизоде - это сильно! У Блохи пошли всякие параллели с молящей арией Тоски "Vissi d'arte, vissi d'amore...", но здесь простота - просто гениальна! (простите за тавтологию).

Очень поддержал своего господина Санчо Панса - Андрей Серов (не нашла его на сайте Мариинского театра). Он был очень достойным Санчо Пансой, без излишнего комизма, с чувством внутреннего достоинства. Отлично отречитативил женоненавистнические "куплеты", а в последних актах, защищая честь своего сеньора, был невероятно отважен духом, с достоинством рыцаря поднялся над толпой обывателей.

P.s. Кстати, буфеты Мариинского театра получили лицензию на продажу алкоголя. Теперь в театре - наливают!
Tags: "Дон Кихот", Мариинский театр, Фурланетто Ферруччо, Человек в железной маске, опера
Subscribe
promo bloha_v_svitere may 28, 2037 22:00 91
Buy for 10 tokens
Обещала дать ссылку на сайт мужа. Даю: Незримое. Фильм. Рассказываю. Фильмы на сайте расположены в обратной хронологии. Т.е. самый последний - на самом верху. Если хотите в хронологии, то начинайте с самого нижнего - "Отпуск в ноябре". Подробности. Чтоб знали: что будете смотреть (в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment